"Вражьи голоса" заглохли, демократия онемела

Сообщение о том, что с 2007 г. прекращается вещание на русском языке радиостанции "Голос Америки*", стало вполне ожидаемым. "Голос" давно потерял свой смысл и назначение




На днях поступило сообщение из Вашингтона о том, что с 2007 г. прекращается вещание на русском языке радиостанции "Голос Америки*". Что ж, сообщение вполне ожидаемое. "Голос" давно потерялся в эфире мириад русскоязычных каналов, потерял свой смысл и назначение. Смерть – закономерный итог исчерпавшей себя категории.

Но все-таки, есть нечто зловещее и, безусловно, символическое в звучании этой фразы: Голос Америки умолк...

Кто из жителей России старше 35-ти не помнит, чем были для нас "вражьи голоса"? Были они позывными иного мира, лучом света во тьме. Несмотря на неистовое глушение и неисчислимо низкий "рейтинг", эти "голоса" делали – и сделали – свое дело: разрушили "империю зла". Эквивалент эффекту идеологического зарубежного радио определить невозможно. Никакие "звездные войны" не помогли бы сломить Кремль, потому что в космосе СССР был первым. И в ракетах первым. А также в области балета. Только иное качество – идея! слово! – помогло Западу победить в историческом споре. И вот, это Слово умолкает.

В споре двух идеологических систем единственное оружие оказалось для коммунизма смертельным – радиоэфир. Мы жили с осознанием буквально религиозной значимости "голосов из-за бугра". Даже не слушая их по ночам, мы знали: они есть, и они за всем следят, и все озвучат. Иррациональный мир, потустороннее бытие – "Голос" олицетворял иконный образ Америки, духом которой была свобода, отсутствующая у горемычных советикусов.

Но это было вчера. А что сегодня? "Голос Америки" и другие зарубежные радиостанции потеряли актуальность, популярность. Но не потому, что в России отпала нужда в иновещании, ином вещании. Не потому, что пропал интерес к западному опыту – вестернизация России идет небывалыми темпами, и более пристального взгляда на все западное не было в истории страны. И иновещание, как иномарка, еще долго должно было красоваться на внутреннем рынке.

Причина коллапса зарубежного вещания в России именно в отказе от исконного смысла этого вещания, который состоит в принципиальном отличии от местного, локального радио – именно в ином восприятии. Иновещание потеряло свою суть и соль, а как сказано в Евангелии: "Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ничему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф. 5,13). Точно так и выбрасываются сегодня "голоса". Смертным приговором звучит обвинение: "реликт холодной войны". Это как если бы героев Второй мировой стали уличать в приверженности идеям нацизма...

В России практически искоренили оппозиционные СМИ. Остались в недавнем прошлом острые политические дискуссии, жаркие споры, активная гражданская позиция. Это странно для страны, которая еще не избавилась от бремени политических преступлений прошлого. В рефлексах и менталитете власти, в поведении раболепной массы, в нарастающей индифферентности и аполитичности мы видим рецидивы советизма, которые тормозят развитие общества. Когда нет атмосферы дискуссий, нет реального партийного плюрализма и нет свободы слова, выбор делается волюнтаристски и зачастую наобум – никакой Кремль не в состоянии решить все национальные вопросы. Нация должна решать.

В этой ситуации зарубежные голоса должны были бы усилить свою роль, а не убираться понуро со сцены с клеймом "пережиток прошлого". Именно сейчас нужна "суррогатность" "голосов", выполнение функции отсутствующей оппозиционной трибуны и потерянного политического анализатора.. Сейчас как никогда демократии нужны отточенность слова, сила аргумента, масса логического заряда и полемический талант.

Но в Вашингтоне решили: все силы иновещания будут переброшены на "исламский фронт". Увы, нечего перебрасывать. Америка с некоторых пор отказалась от самой идеи артикуляционного воздействия на мир. В Совете управляющих по вопросам вещания США торжествует доктрина калифорнийского радиомагната Норманна Паттиса (Norman Pattiz) о том, что "Берлинскую стену разрушило MTV", поэтому надо избавиться от "старой пропаганды" и делать упор на попсу. Этот деятель уже внес свою лепту в вещание на исламский мир (радио "Фарда" и "Сава"), предлагая слушателю коктейль из арабских и американских шлягеров. Итог "новой пропаганды" мы все видим в многотысячных демонстрациях мусульман со сжиганием американского флага.

Аналогичный стратегический провал произошел с американской радиостанцией "Свобода", по поводу которой Washington Post (24.11.2004) писала: "Радиостанция просто затеряется среди сотен других российских источников вещания. Применение подхода в духе "всех под одну гребенку", в результате чего американские новостные радиостанции становятся похожи на своих российских товарищей по несчастью (или, что еще хуже, на американские попсовые волны), никак не способствует защите прав человека, общественной дипломатии или чему-то либо еще".

Между тем, я абсолютно убежден, что наступает эра коммуникативного радио – радио в виде моста с двусторонним движением. Иными словами, Востоку нужен Запад, а Западу – Восток. Новостные рамки везде одинаковы, но аналитический жанр – везде дефицит, ибо в анализе знание, а не в информации. И взгляд со стороны – важный критерий собственной траектории. Иновещание, как все иное, интересное и новое, всегда востребовано.

"Голос Америки" умолкает... "Свобода" теряет смысл... Не только Америка лишается второй сигнальной системы – дело демократии глохнет и немеет.

Ваше слово, товарищ маузер?

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей