Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Официальные данные о развитии белорусской экономики не могут не впечатлять: ВВП вырос в 2005 году на 9,2% (и на 10,9% за первые 2 месяца 2006 г. относительно аналогичного периода прошлого года), годовая инфляции снизилась до 8%, впервые за годы независимости сложился профицит текущего платежного баланса, уровень безработицы составляет всего 1,5% и т.д. На чем основано белорусское "экономическое чудо", хорошо известно – на льготных поставках российских энергоносителей: за 1 барр. нефти Минск платит $27, а не $60, за тысячу кубометров природного газа – $47 вместо $230 или хотя бы $95. При этом свою продукцию белорусские нефтеперерабатывающие заводы продают на Запад, естественно, по мировым ценам, что составляет для страны основной источник валюты. Независимые эксперты оценивают российскую поддержку Белоруссии в $7 млрд в год, или почти четверть ее ВВП. Однако в условиях особой формы "государственного капитализма" в Белоруссии радужные реляции об экономических успехах не отражают истинного положения дел даже с поправкой на столь мощную внешнюю подпитку.
Многие белорусские предприятия коммерчески несостоятельны, они страдают от нехватки оборотных средств и накапливают просроченные долги. Так, по официальным данным, 60% промышленных предприятий Минска имеют просроченную кредиторскую, а две трети – дебиторскую задолженность. Последнее объясняется прежде всего низкой конкурентоспособностью производимой продукции и, соответственно, проблемами со сбытом (нереализованная продукция оседает на складах). Только за январь-февраль с.г. объем просроченной дебиторской задолженности столичных предприятий увеличился на 15%. Причем речь идет о "флагманах" белорусской индустрии.
Из 5 тыс. субъектов хозяйствования государственной формы собственности, включенных в информационную базу министерства экономики республики, неплатежеспособны 2390. Примечательно, что частный сектор имеет меньше долгов (не только в абсолютном выражении, но и относительно объемов производства) перед бюджетом, банками и поставщиками, а доля убыточных предприятий здесь почти в 2 раза ниже, чем в госсекторе.
Зарубежные эксперты не раз призывали белорусское руководство к санации предприятий, не способных выбраться из долговой петли. Авторы отчета ООН "Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития" за 2004-2005 гг. отмечают, что усилия государства по поддержке бесперспективных производств приводят лишь к иждивенчеству. В отношении хронически неплатежеспособных государственных предприятий в отчете предлагается в кратчайшие сроки инициировать процедуры банкротства. Однако официальный Минск подобные рекомендации игнорирует.
Опасаясь массовых банкротств и коллапса экономики, белорусское руководство не только оказывает несостоятельным предприятиям финансовую помощь, но и прибегает к административным мерам. В частности, при органах госуправления действуют специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности. Правительством разработан проект постановления "О мерах по повышению эффективной работы отраслей экономики, имеющих неплатежеспособные организации". В соответствии с этим документом, прежде чем ликвидировать предприятие, его руководители совместно с местными исполкомами обязаны решить вопрос о трудоустройстве увольняемых сотрудников. Между тем в небольших населенных пунктах данное условие зачастую просто невыполнимо. Государство тормозит процедуры банкротства и таким оригинальным методом, как наказание "не справившихся" антикризисных управляющих. Если управляющий не нашел путей сохранения производства, то против него может быть возбуждено уголовное дело – такие случаи известны, хотя власти стараются их особо не афишировать.
При этом экономическое законодательство, которое, судя по опросам, считают чрезвычайно запутанным руководители свыше 70% белорусских предприятий, отнюдь не стимулирует коммерческую активность. Промышленные предприятия по сути лишены возможности самостоятельно определять производственную политику, ограничены в выборе поставщиков, привлечении инвесторов, продвижении своих рыночных брендов. Цены на продукцию более чем 60% предприятий регулируются государством.
В этих условиях неудивителен слабый приток иностранных инвестиций. Так, в 2000-2004 гг. Белоруссия привлекла на душу населения всего $208 прямых иностранных инвестиций, или в 3,3 раза меньше, чем Россия, в 7,6 раза – чем Польша и в 35,2 раза – чем Эстония. А вот что говорит по этому поводу премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский: "Промышленно развитые державы не заинтересованы в расширении круга стран, обладающих развитой конкурентоспособной экономикой. Существует немало примеров, когда стабильно работающее предприятие приобреталось инвестором только лишь в целях приведения его к банкротству и устранения как конкурента с рынка. Белоруссия не пошла и не пойдет по пути других стран, которые обеспечили массовый приток иностранных инвестиций за счет широкомасштабной приватизации государственной собственности".
Ежегодно правительство составляет перечень т.н. валообразующих промышленных предприятий – иногда их еще называют "точками роста". Перечень на 2006 г. включает 119 таких "точек". Принцип отбора – комплексный: одни предприятия попадают в эту когорту ввиду действительно значительных объемов производства, другие – главным образом, из-за большой численности персонала, третьи – из-за их важности на региональном уровне. Все они находятся в государственной собственности и под особой опекой правительства – вне зависимости от финансового состояния банкротство им точно не грозит.
В прошлом году такие предприятия "образовали вал" на $16 млрд (55% ВВП), а в физическом выражении – на 10% больше, чем в 2004 году. В то же время примерно у половины из них показатели рентабельности снизились; положительная же динамика рентабельности по промышленности в целом сохранилась в основном за счет топливной, нефтехимической и химической отраслей. По независимым экспертным оценкам (официальная информация на этот счет отсутствует), валообразующие предприятия получают 3/4 всех госдотаций, направляемых в экономику. Формы их поддержки достаточно разнообразны. Это не только прямые субсидии, но и налоговые послабления, а также льготные (к тому же, зачастую невозвратные) кредиты. Кроме того, государственные банки кредитуют по низким ставкам потребителей промышленной продукции, обеспечивая тем самым ее сбыт, – по правительственным постановлениям немалые средства регулярно предоставляются, например, сельхозорганизациям для закупки новой техники.
Неусыпное внимание к судьбе крупных предприятий при наплевательском (называя вещи своими именами), а то и репрессивном отношении к малому и среднему бизнесу ведет к истощению бюджетных ресурсов и препятствует формированию иных "точек роста". Щедрые дотации поддерживают неконкурентоспособные производства, нуждающиеся в технологической модернизации, на плаву, но не более того. По данным министерства промышленности Белоруссии, показатель изношенности основных фондов валообразующих предприятий составляет 60-70%, а у некоторых из них перевалил за 80%. Рано или поздно такая инерционная экономическая политика не может не потерпеть фиаско, даже если вообразить, что российская "энергетическая халява" будет продолжаться вечно. Конкурентоспособность белорусской промышленности будет падать, а трудности со сбытом – нарастать, особенно в условиях повышения требовательности к качеству поставляемой продукции в России, то есть на главном экспортном рынке Белоруссии. В итоге нынешние "точки роста" превратятся в "точки падения".
Однако указанное фиаско последует, возможно, еще не скоро. При условии сохранения благосклонности со стороны Москвы и белорусские власти, и оппозиционеры могут пока не суетиться: первым будет, чем отчитываться перед народом, а вторым – нечего ему предложить.
Люди могут угодить под статью, если купят противоправный материал