Скотина сядет на диету

Увлекшись зерновым экспортом, страна рискует оставить на голодном пайке собственных коров и кур. Для поддержания стабильности на внутреннем рынке впору вводить ограничения на экспортную активность




В эти дни (с 19 по 23 июня) в Сочи проходит VII Международный зерновой раунд. Такой форум ежегодно организуется Российским зерновым союзом в канун нового сельскохозяйственного года (начинается 1 июля); на него съезжаются ведущие операторы зернового рынка, хозяйственники, представители властных структур, эксперты. Обсуждаются, в частности, виды на урожай.

На прошлой неделе Минсельхоз РФ подтвердил сделанный ранее прогноз валового сбора зерна в 2006 г. на уровне 70-73 млн тонн. При этом большинство независимых экспертов называют даже более высокие цифры – 73-76 млн тонн. Между тем после лютых морозов этой зимой настроения были близкими к катастрофическим. По первоначальным прикидкам Минсельхоза, погибло 30% озимых; оказалось – почти вдвое меньше. Кстати, ввиду неблагоприятных погодных условий (главным образом, недостатка влаги) в период сева площадь под озимые зерновые изначально была на 0,7 млн га меньше, чем в предыдущем году, составив 14 млн гектаров. Согласно последним данным, озимые вымерзли на 2,3 млн га, то есть на 16,4% посевных площадей, притом что средний показатель гибели озимых за предыдущие пять лет составляет 11,7%. В общем, могло быть и хуже. По сведениям, получаемым из регионов, состояние сохранившихся посевов преимущественно хорошее или удовлетворительное; развитие озимых культур проходит в основном в сроки, совпадающие со средними многолетними.

Тем не менее сокращение уборочного клина озимых по сравнению с 2005 г. примерно на 1,3 млн га (с учетом как осеннего "недосева", так и большей их гибели в зимний период) означает существенный недобор зерна, который не может быть полностью компенсирован расширением сева яровых. Ведь урожайность озимых культур значительно выше. К примеру, в прошлом году урожайность озимой пшеницы в среднем по России составила 28,3 центнера с гектара, а яровой – лишь 13 центнеров.

К середине июня посевная кампания была в основном завершена, и на днях Минсельхоз подвел ее итоги. Яровые зерновые культуры посеяны на 32,1 млн гектаров, что на 1,0 млн га больше, чем в 2005 году. Правда, указанная цифра включает и 2 млн га пересева озимых. Общий размер зернового клина (яровые и сохранившиеся озимые) – 43,8 млн га – практически такой же, как и в прошлом году, однако ухудшившееся соотношение озимых и яровых омрачает виды на будущий урожай. К тому же урожайность может оказаться ниже по сравнению с прошлогодними показателями ввиду ожидаемой в ряде регионов летней засухи. Негативное влияние способен оказать и тот факт, что в восточных регионах сев в этом году был начат позже обычного и проводился в более сжатые сроки. И все же суммарный недобор зерновых культур едва ли превысит 4-5 млн тонн.

В прошлом году Россия собрала 78,1 млн т зерна – столько же, сколько в 2004 г., и несколько выше, чем в среднем за пять предшествующих лет. При среднегодовом валовом сборе 76,5 млн т зерновых в 2000-2004 гг., год на год явно не приходится: урожаи в этот период колебались от 65,5 млн т (в 2000 г.) до 86,6 млн т (в 2002 году). Свои колебания – в пределах 66-72 млн т в зависимости от спроса на фуражное зерно – претерпевало и внутреннее потребление.

В силу этих двух факторов еще более резкие перепады наблюдались в зерновом экспорте. Когда в 2002/2003 сельскохозяйственном году он достиг 17 млн т, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заговорил о возращении России роли "житницы Европы" (хотя как раз в Европу наше зерно не очень пускают – оно идет в основном на Ближний Восток) и прогнозировал, что именно на таком уровне – 15-20 млн т в год – "экспортный потенциал России по зерну стабилизируется к 2010 году". Сегодня у министра уже другие настроения: его не устраивает сложившаяся структура торговли сельхозпродукцией, когда мы вывозим зерно, а ввозим готовую мясомолочную продукцию. Гордеев призывает расширять внутреннее потребление зерна в животноводстве и птицеводстве, что, собственно говоря, постепенно и происходит вне всякой связи с этими призывами. Однако, если отечественная мясомолочная отрасль действительно сможет заместить импорт, то внутренний спрос на зерно возрастет не менее чем до 85 млн т в год, и тогда без существенного роста урожайности (сегодня в среднем порядка 17 ц/га) страна с зернового нетто-экспорта прочно перейдет на нетто-импорт.

Нынешний уровень внутреннего потребления оценивается экспертами в 69,0-72,5 млн т, но исходя из данных последних двух лет о нетто-экспорте и переходящих запасах (остатков зерна в закромах на начало очередного сельскохозяйственного года) более верной представляется верхняя оценка. Так, зерновой баланс 2005/2006 сельхозгода с учетом 8,8 млн т переходящих запасов на 01.07.2005 г. сложился в размере около 87 млн тонн. По прогнозам Минсельхоза, экспорт зерна составит 12 млн т; такую же оценку, ориентируясь на динамику таможенной статистики, дают и независимые эксперты. Импорт оценивается примерно в 2 млн тонн. Таким образом, нетто-экспорт в завершающемся сельхозгоду будет равен 10 млн т, что при уровне внутреннего потребления в 72,5 млн т означает, что переходящие запасы на 1 июля с.г. должны составить приблизительно 4,5 млн тонн. Между тем большинство аналитиков рынка ожидают их даже на более низкой отметке – в районе 3 млн тонн. Следовательно, принимая во внимание теневой оборот, выше официальных цифр либо нетто-экспорт, либо внутреннее потребление.

В любом случае, переходящие запасы упали ниже минимального, с точки зрения "зерновой безопасности", порога, за который традиционно признается среднемесячный уровень потребления (то есть 6 млн тонн). Их сокращение в следующем сельхозгоду уже недопустимо, а значит, даже при верхней минсельхозовской оценке будущего урожая (73 млн т) у страны практически не остается излишков для зернового экспорта. Для поддержания стабильности на внутреннем рынке впору вводить ограничения на экспортную активность.

Тем удивительнее сделанное на прошлой неделе Гордеевым заявление о том, что в 2006/2007 сельхозгоду Россия может поставить на внешний рынок 6-7 млн т зерна. При неизменности импорта объем нетто-экспорта получается 4-5 млн т, что возможно лишь при более высоком валовом сборе зерна и дальнейшем уменьшении запасов. А при том урожае, который ожидает Минсельхоз, все, что в новом сельхозгоду соберем, – все и потребим, тогда как указанный объем нетто-экспорта – это как раз столько, сколько в наилучшем случае будет переходящих запасов к 1 июля с.г.

Одно из двух: либо министр вознамерился вообще лишить страну резервов зерна, либо, вопреки собственным призывам, желает укоротить отечественное животноводство и птицеводство. Впрочем, может, Гордеев располагает некими сведениями о том, что страну ожидает новая волна эпидемии птичьего гриппа, а в придачу еще коровьего бешенства. Но тогда не грех поделиться этими секретами с общественностью.

Выбор читателей