Траурный месяц культуры

Обычно для страны месяцем катастроф становится август, но для российской культуры таким периодом стал июль. Андрей Краско, Олег Шейнцис, Наум Штаркман – три смерти выдающихся мастеров одна за другой


Олег Шейнцис



Обычно для нашей страны месяцем катастроф становится август, но для российского искусства в этом году таким периодом стал июль. В воскресенье, 16 июля на 58-м году жизни от сердечного приступа скоропостижно скончался знаменитый театральный художник Олег Шейнцис. Всего года не дожил до своего 80-летия знаменитый пианист Наум Штаркман, умерший вчера в Москве. В июле всех потрясла весть о кончине Андрея Краско, одного из лучших актеров отечественного кино новейшего времени. Такой "урожай" смертей деятелей культуры в столь короткий промежуток времени не может не настораживать. Впрочем, оставим суеверия. Может быть, Бог забирает к себе лучших людей по мере исполнения ими своего земного служения. Или это просто ужасное совпадение.

Заслуженный деятель искусств России, народный художник России, лауреат Государственной премии, премии "Золотая маска" и др. Олег Шейнцис родился в 1949 г. в Одессе. В 1977 г. он окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и начал работать главным художником Первого московского областного драматического театра, а с 1980 г. – главным художником "Ленкома". Искусство Олега Шейнциса целиком и полностью совпало с взлетом театра Марка Захарова. С 1980 г. Шейнис сочинял с Захаровым спектакли, ставшие славой отечественного театра. Он был автором декораций к постановкам "Город миллионеров", "Шут Балакирев", "Плач палача", "Ва-банк", "Три девушки в голубом", "Оптимистическая трагедия", "Диктатура совести", "Мудрец", "Поминальная молитва", "Чайка", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Варвар и еретик", "Гамлет" и др.; оформлял спектакли в Лондоне, Тель-Авиве, Флоренции, Софии, Братиславе. С уходом в этом году таких выдающихся художников, как Давид Боровский и Олег Шейнцис, театр прощается с гениями, спасавшими в тяжелейших условиях его честь на протяжении многих лет, и стоит на пороге какой-то новой эры своего существования.


Наум Штаркман

Исполнительское искусство страны также понесло тяжелую потерю. В среду, 19 июля, скончался выдающийся пианист Наум Штаркман. Он родился в Житомире 28 сентября 1927 года. Уже в 11 лет сыграл с Оркестром киевского радио фортепианный концерт Мендельсона, а через год в Большом зале консерватории дал свой сольный клавирабенд в двух отделениях, программу которого составили произведения Баха, Бетховена, Шопена, Шумана, Листа. В годы войны семья Штаркманов вынуждена была переехать в Свердловск. В 1944 г. Наум Львович приступил к занятиям в Московской консерватории в классе великого пианиста и педагога К.Н. Игумнова. После смерти учителя Штаркман самостоятельно подготовился к дипломному экзамену в консерватории, которую с отличием окончил в 1949 году. Тогда же началась его концертная деятельность в качестве солиста Московской государственной филармонии.

На конкурсные марафоны он пришел (в отличие от большинства коллег) уже вполне сложившимся музыкантом. В 1955 г. Штаркман завоевал премию и лауреатский титул на конкурсе имени Шопена в Варшаве; в 1957 г. победил на впервые проводившемся в Португалии конкурсе имени Ж.Виана да Мота. Подлинное признание пришло к нему в 1958 г. после участия в Первом международном конкурсе имени Чайковского, где он стал лауреатом третьей премии.

Штаркмана называли "Рафаэлем фортепиано". Его исполнение отличалось великолепным звуком, виртуозной техникой, огромным мастерством. В репертуаре пианиста были представлены произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, французских импрессионистов, отечественных классиков и современных композиторов. Неизменным интересом у слушателей пользовались монографические программы, посвященные творчеству великих романтиков – Листа, Шумана, Шуберта. Карьера концертирующего артиста, правда, складывалась совсем не гладко: тридцать лет Наум Штаркман был в статусе "невыездного", не имея возможности играть в лучших залах мира. Лишь в середине 80-х годов ему выдали загранпаспорт.

На протяжении многих лет Наум Львович сочетал исполнительскую деятельность с педагогической. В конце 60-х годов он начал преподавать в Институте имени Гнесиных, продолжив затем занятия в Московской консерватории; проводил мастер-классы в России и за рубежом. Штаркман был основателем и бессменным председателем конкурса пианистов имени Игумнова в Липецке.

Выбор читателей