Рынок алкоголя горит синим пламенем

Чиновники и законотворцы признали провал нового алкогольного закона и обещают исправить ситуацию. Эксперты опасаются, что новые инициативы могут привести к новым потрясениям




"Е-мое, что ж я сделал!" – этой популярной фразой из рекламного ролика можно охарактеризовать реакцию разного рода чиновников и представителей власти, как законодательной, так и исполнительной, высказанную на текущей неделе по поводу ситуации, сложившейся на рынке алкогольной продукции. Хотя о неизбежном дефиците горячительных напитков после 1 июля 2006 г. и кризисе отрасли в целом предупреждали с самого начала года, алкогольный коллапс оказался "неожиданностью" для тех, кто принимал и претворял в жизнь пресловутый закон №102 "Об обороте этилового спирта".

Для начала глава Минэкономразвития Герман Греф официально признал провал попытки реформирования отечественной алкогольной отрасли. Она не принесла государству ничего, кроме изрядных финансовых потерь (на сегодняшний день бюджет не досчитался порядка 5 млрд рублей "алкогольных" денег), так что эффект от ее внедрения следует оценивать как негативный, констатировал министр. Необходимо было установить годичный переходный период, в течение которого могли бы действовать и старые, и новые акцизные марки, запоздало покаялись чиновники. Напомним, именно об этом горячо, но безуспешно просили правительство участники алкогольного рынка вплоть до середины лета.

Если до 2 августа ситуация не нормализуется, "Единая Россия" внесет в Госдуму предложения о соответствующем изменении в законодательстве, поспешил заявить координатор партии Владимир Груздев. А представители "Деловой России" сообщили о своей готовности вообще отозвать новый закон на осенней сессии нижней палаты. Еще дальше пошли московские власти. Они предлагают не ждать начала осени, а прямо сейчас созвать внеочередное заседание Госдумы для исправления сложившейся ситуации. Об этом сообщил на пресс-конференции в четверг заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг г.Москвы Владимир Слепак. Данную идею поддержали присутствовавшие на брифинге представители властей Московской области и Санкт-Петербурга.

В свою очередь, Счетная палата уведомила общественность о намерении провести оценку мер, принятых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по подготовке к реализации положений закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя. А глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков пообещал вернуть на прилавки, по крайней мере, отечественный алкоголь в течение 10-15 дней. Именно в ведение ФНС было передано на днях управление пресловутой Единой государственной автоматизированной информационной системой учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

По мнению экспертов, невиданный всплеск самосознания политической элиты объясняется вниманием, проявленным к сложившейся ситуации Владимиром Путиным, который настоятельно попросил исправить положение. А все это в итоге грозит обернуться пересмотром злополучного закона и новыми потрясениями для отрасли в случае, если внедрение изменений будет проходить в том же духе, что и прежде.

Тем временем ситуация на алкогольном рынке начинает напоминать театр абсурда. Так, в Татарстане всерьез рассматривают возможность продавать спиртосодержащую продукцию через сеть почтовых отделений республики. Впрочем, это смех сквозь слезы. Причиной такого решения стало закрытие большого количества розничных точек, торговавших горячительными напитками. По словам представителя Торгово-промышленной палаты РФ, председателя совета директоров холдинга "Винный мир" Петра Каныгина, алкогольный рынок быстро сокращается, и в ближайшем будущем на нем останется примерно 20% от числа работающих сейчас компаний. А пустующие полки магазинов вернутся к своему прежнему виду не ранее весны следующего года, при этом цены вырастут в два раза. И это – оптимистичный сценарий. В худшем случае дырки в ассортименте заполнятся контрафактом и суррогатом. Между тем, несмотря на громкие заявления, виновный в алкогольном кризисе так и не назван, отмечает эксперт. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что проблемами отрасли так или иначе занимаются несколько ведомств, но ни одно из них не несет за это ответственности, и нет единого органа власти, контролирующего происходящие процессы.

Россияне, как показывает проведенный недавно ВИОМ опрос, пока не слишком остро ощутили отсутствие спиртного. Лишь пятая часть (18%) из тех, кто сам занимается закупкой таких товаров, зафиксировала значительные перебои с продажей алкоголя за последний месяц, и еще треть (33%) отметила небольшие перебои с отдельными видами и марками спиртного. Таким образом, в общей сложности дефицит отмечают 51% покупателей спиртного. По мнению же 44% покупателей, никакого дефицита нет.

На перебоях с продажей алкоголя, как существенных, так и незначительных, фиксируют внимание прежде всего хорошо материально обеспеченные (по самооценкам) опрошенные. В этой группе покупателей 23% говорят о значительных перебоях и 46% – о небольших проблемах; лишь 30% считают, что дефицита не было. В группе среднеобеспеченных покупателей не заметили недостатка в спиртном 44%, в наименее благополучной группе и того больше – 53%.

Покупатели спиртных напитков обращают внимание на возникший дефицит в первую очередь вина из Молдавии, Грузии и других стран бывшего СССР (их недостаток отмечают 56%), а также водки отечественного производства (50%). Перебои с продажей импортной водки, российского вина и, тем более, вин производства стран дальнего зарубежья фиксируются реже (27, 26% и 17% соответственно). Большинство покупателей алкоголя из Москвы и Санкт-Петербурга отмечают дефицит российской водки (63%), свыше половины опрошенных из других городов – недостаток вин производства стран бывшего СССР (51–62%), большинство сельских покупателей в равной мере озабочены перебоями с продажей и того, и другого (58% и 60%).

Выбор читателей