Газеты превратили погоду в фильм ужасов

Британские специалисты изучили множество публикаций о погоде и климате в СМИ. Выяснилось, что они гораздо больше напоминают круто замешенный сценарий фильма-катастрофы, чем объективное отражение событий



ВСЕ ФОТО



Как говорил французский классик, погода – вечная тема для разговора. И этим сполна пользуются средства массовой информации. За последнее время сообщения о климатических казусах и надвигающимся в связи с глобальным потеплением апокалипсисе появляются столь часто, что восприимчивые читатели невольно начинают внутренне содрогаться при виде очередного прогноза погоды. Задумавшись над тем, под каким соусом подают информацию предприимчивые издатели периодики, британские исследователи выяснили, что в современной прессе сложилась особая жанровая система "погодных историй".

Психологи полагают, что рассказы о климатических условиях, экологических катастрофах и стихийных бедствиях в современной печати стали подозрительно напоминать качественный сценарий к фильму-катастрофе, причем к такому, который детям лучше смотреть как минимум в присутствии взрослых. Постоянный прессинг по поводу того, что вокруг нас то и дело свершаются необратимые пагубные процессы, нагнетает такое стойкое ощущение беспомощности перед силами природы, что человечеству уже впору впасть в хроническую депрессию.

Специалисты, изучив публикации в британской прессе, пришли к выводу о том, что большинство из них облечены в преувеличенно ужасающую форму в значительной степени по коммерческим соображениям. Но пресса эти обвинения, понятно дело, полностью отрицает. "Мы просто помещаем на первую полосу то, что интересно нам и нашим читателям", - сказал редактор одной из газет.

Исследование на материале 600 газетных и журнальных публикаций позволило выявить несколько характерных типов "климатических" новостей, которыми наиболее часто пользуются журналисты. Самый злободневный способ рассказывать об изменениях в погоде – это наведение паники среди читателей. Напугать доверчивую аудиторию, как оказалось, проще простого. Достаточно лишь поместить на первой странице издания страшную фотоиллюстрацию и присовокупить к ней соответствующий текст. Пассажи о том, что планета находится на волоске от неминуемой гибели и через несколько лет (десятков лет, сотен лет – по выбору) станет абсолютно непригодна для обитания, встречаются столь часто, что у доверчивых читателей давно сложилось ощущение непреходящей катастрофы.

Между тем редакторы британских периодических изданий считают, что за последние годы за счет подобного рода публикаций существенно повысился общественный интерес к проблеме. Люди якобы стали осознавать масштабы и возможные последствия глобальных климатических процессов. Получается, чем страшнее передовица, тем больше читателей встанет на борьбу с загрязнением окружающей среды.

Иногда авторы статей о климате оставляют апокалиптический тон и переходят на размеренные рассуждения, основанные на доводах пресловутого "здравого смысла". Как правило, они опровергают научные теории, которые – в зависимости от ситуации – либо "преувеличивают опасность", либо "смотрят на мир сквозь розовые очки". Такого рода публикации, по мнению ученых, основательно подрывают читательское доверие к науке вообще и усугубляют священный ужас перед глобальными катастрофами.

И, наконец, есть еще один стиль статей о климате – так называемый "техно-оптимизм". Его приверженцы бодро излагают суть проблемы, попутно рассказывая о возможных путях ее решения, на которые можно надеяться при современном уровне технического прогресса. И все бы хорошо, но даже в этом случае у аудитории возникает ощущение, что человек сам по себе перед стихией бессилен.

Америка замерла в ожидании тропической депрессии. Фото

Выбор читателей