Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Для ООН как организации, пока еще остающейся верховным мировым арбитром, очередная неудача в попытках развести Израиль с одной стороны и Ливан с "Хезболлой" с другой, может оказаться той "последней каплей", после которой радикальное реформирование Объединенных Наций станет неизбежным. Для Кофи Аннана разрастание конфликта до втягивания в него Сирии (о такой возможности последняя вчера уже предупредила), не говоря уже об Иране, стало бы катастрофой. Таким образом, разгоревшийся пожар уже не только почти дотла спалил т.н. "дорожную карту" ближневосточного урегулирования, но и грозит обрушить давно шатающуюся конструкцию здания ООН.
В то же время реализованный на практике план по прекращению огня с последующим урегулированием хотя бы наиболее опасных противоречий мог бы "подвесить" вопрос о реформировании ООН еще на какое-то время. Проблема в том, что члены Совбеза по-прежнему не в состоянии отделить "компромисс" от "аморфности" при составлении судьбоносных резолюций. За примером далеко ходить не надо. Текст возможной резолюции, о которой шла речь, предусматривает вещи, заведомо неприемлемые ни для Ливана, ни, тем более, для "Хезболлы". Так, один из ливанских министров прямо заявляет: "Мы будем придерживаться положения резолюции при условии, что ни одного израильского солдата не останется в Ливане. В противном случае мы не будем соблюдать требования этого документа". Иными словами, "компромисс", о котором все выходные договаривались США, Франция, Великобритания и Китай, а также чиновники из аппарата ООН, оказался на выходе компромиссом без Ливана. Это обстоятельство можно было бы счесть второстепенным, знай мир ООН как организацию, способную железной рукой заставить страны и политиков исполнять ее резолюции. Но таковым ведомство Кофи Аннана не является.
Понимание этого обстоятельства в разы обесценивает любую схему урегулирования конфликта силами мирового сообщества. Любопытно, что в минувшие выходные источники в составе российской делегации сообщали о том, что Москва в целом поддерживает предлагаемый США и Францией компромиссный вариант и готова за него проголосовать. Далее приводится одна из причин подобной лояльности России к резолюции, по общему мнению, более выгодной для Израиля, чем для Ливана: т.к. "резолюция не предусматривает силового обеспечения ее выполнения и разрабатывалась, исходя из понимания, что ее должны поддержать обе стороны конфликта, иначе она теряет смысл". Иными словами, можно и проголосовать, заранее зная, что неприятие того же Ливана перечеркнет все усилия Вашингтона и Парижа.
Известно, что при обсуждениях в Нью-Йорке спор идет о том, каков будет порядок ввода в Южный Ливан "голубых касок", которым положено блюсти здесь мир, разоружить (!) "Хезболлу" и подготовить инфраструктуру для прихода регулярной ливанской армии. Большинство стран не горят желанием делегировать своих граждан в состав миротворцев до тех пор, пока Израиль и "Хезболла" пребывают в острой фазе противостояния, и предлагают вводить миротворцев только после достижения более-менее приемлемого перемирия. Но проблема не только в этом. Кофи Аннан считает, что наблюдение за прекращением военных действий пока могут вести и уже находящиеся в Ливане т.н. временные силы ООН. Между тем, эти "временные силы" стоят в Ливане с 1978 г., потеряв там около двух с половиной сотен солдат. В свое время UNIFIL ничего не смог сделать ни для прекращения в самом Ливане гражданской войны, ни для воспрепятствования укрепления на юге страны "Хезболлы", которая развернулась здесь сразу после ухода с этих территорий израильских войск в 2000 году.
Правда, этих миротворцев всего около 2 тыс. человек. Именно поэтому Израиль предлагает ООН разместить в южном Ливане уже 15 тыс. человек - солдат, реально готовых проливать кровь (свою и чужую) за неукоснительное соблюдение любых резолюций. "Эти международные силы должны состоять из армий, а не из отставников, из настоящих солдат, а не из пенсионеров, которые приехали в южный Ливан, чтобы несколько месяцев там бездельничать", – говорит израильский премьер Ольмерт.
Не все понятно и с требованием о выводе израильских войск с ферм Шебаа. Официальные представители Ливана всегда оправдывали присутствие на юге страны "Хезболлы" именно тем обстоятельством, что Израиль продолжает оккупировать эту территорию. Мол, убрался бы сионистский режим – и мы бы с экстремистами договорились. Фермы Шебаа – это расположенные на стыке сирийской, ливанской и израильской границы земли у подножия горы Хермон. На всех международных картах, включая эталонные – те, что в библиотеке карт ООН, – данная территория относится к Сирии. Израиль оккупировал эти земли в 1967 г., после Шестидневной войны. Когда в 2000 г. он уводил свои войска из Ливана, который в прошлом претендовал на эту сирийскую территорию, тот сделал вид, что оккупация ферм Шебаа – продолжение оккупации самого Ливана. А Сирия в тот момент сочла политически верным подыграть Ливану и даже, как утверждают некоторые американские дипломаты, совместно с ним сфабриковала новые карты, на которых оккупированные земли – именно ливанские.
Таким образом, когда Ливан (читай – "Хезболла") одним из условий прекращения огня требует возврата этой территории, Израиль отвечает, что конкретно Ливану он ничего не должен. ООН на этот счет до сих пор ничего внятного не сказала, по сути оставляя дело в тупике. Считается, что вопрос о фермах Шебаа станет возможным решить позже, когда будут урегулированы другие, более значимые с точки зрения ООН проблемы.
Ошибка в том, что градация на что-то более и менее значимое на Ближнем Востоке условна. Начиналось-то ведь все с похищения капрала...
В Европе чувствуется усталость от конфликта