Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
По мнению президента фондов "Единство во имя России" и "Политика" Вячеслава Никонова, прогнозы вполне уместны: если не произойдет ничего непредвиденного, электоральная ситуация в России останется достаточно стабильной и инерционной. В числе серьезных политических потрясений, способных изменить картину, такие маловероятные сценарии, как война с Грузией или резкое падение цены на нефть. Повлияет на позиции какой-либо из "партий власти" и назначение ее лидеров, Грызлова или Миронова, путинским преемником – но пока об этом говорить преждевременно.
Другие эксперты констатировали: выборы-2007 будут осуществляться в условиях "очень опасного" механизма преемничества – как он будет реализован, пока не известно. В местные элиты вселяет неуверенность и "разбрасывание" админресурса. На региональном уровне "единороссы" уже высказывают опасения – мол, все может резко измениться. Поэтому, по словам члена президиума генсовета ЕР Валерия Богомолова, итоги нынешних выборов на 2007 г. автоматически переносить не следует: "Да, мы выиграли, но объективно элита уже раскладывает яйца по разным корзинам".
По наблюдениям президента группы "Меркатор" Дмитрия Орешкина, на самом деле, растет "мнимый" электорат, который на выборы не ходит. В этой связи прогнозы строить тяжело: "а вдруг в следующий раз эти избиратели возьмут и придут на выборы – например, если их что-то разозлит". Ничего хорошего из этого не выйдет. Власти еще придется сильно потрудиться, чтобы сохранить в 2007 г. "инерционный сценарий", убежден эксперт.
Исполнительный директор круглого стола "Экспертиза", член Исполкома "Горбачев-Фонда" Виктор Кувалдин также считает, что не следует слишком сильно проецировать эти выборы на цикл-2007. Главное, о чем следует помнить - в следующем цикле президент не участвует. Или, что чревато еще большими неожиданностями, "участвует, но в том качестве, о котором сегодня не знаем ни мы, ни он".
Неоднозначно эксперты расценивают и сами результаты октябрьских выборов. По словам первого замдиректора Центра политических технологий Бориса Макаренко, похвастаться реальной предвыборной программой могла лишь "Единая Россия". В то же время, нынешние 40-45% - это ее потолок. По сравнению с мартовскими выборами ЕР опустились на два пункта, и чрезмерный оптимизм в оценках собственных перспектив не вполне уместен.
КПРФ Макаренко назвал уходящей партией, о чем свидетельствует и потеря ею голосов в ряде регионов: по сравнению с мартовскими результатами КПРФ опустилась на три пункта. Компартии все труднее удерживать протестную периферию – но нет сомнений в том, что в следующую Думу коммунисты все-таки пройдут, причем с запасом порядка 10%.
В то же время, успех РПЖ, по мнению руководителя ЦПТ, свидетельствует о том, что запрос на альтернативный патернализм в обществе существует. И не только в обществе – одного списка "Единой России" в 2007 г. на все амбициозные фигуры, желающие попасть в ГД, не хватит, поэтому "дублер" востребован и элитами. Одним словом, объединяющийся триумвират в лице "Родины", РПЖ и РПП сделал хорошую заявку на победу и имеет все шансы превратиться во вторую "партию власти" (чему в немалой степени способствует и дружба лидера новой партии Миронова с Путиным). Однако, не имея пока предвыборной программы и устойчивого электорального ядра, новая партия столкнется с необходимостью создавать его заново. Часть сторонников прежних структур в этом процессе сохранить не удастся – но, в то же время, сокращение числа партий сократит и расползание электората.
Вячеслав Никонов, со своей стороны, не считает, что позиции "ЕдРа" ослабли: на прошедших выборах ЕР набрала на 11% больше, чем во время избрания в Госдуму в 2003 г., а исследования показывают, что "Единую Россию" воспринимают как единственную значимую политическую силу. Популярность ЕР, по словам Никонова, по-прежнему связана с высоким рейтингом президента Владимира Путина и достаточно серьезным административным ресурсом.
Менее пессимистично Никонов расценивает и результаты коммунистов, отмечая, что они усилили свою поддержку в четырех регионах из пяти. Он согласен с Макаренко в том, что коммунисты в следующую Госдуму проходят – как и ЛДПР: провалившись в регионах, на думских выборах партия Жириновского имеет шансы наверстать упущенное за счет своего яркого лидера.
"Жизнь", РПП и "Родина", забрав часть электората прежней рогозинско-глазьевской "Родины", Жириновского и голосующих "против всех", доказала свою дееспособность. На думских выборах-2007 число сторонников новых социал-демократов может пополниться частью коммунистического и "медвежьего" электоратов, отметил Никонов.
Что до либералов (СПС, как известно, вообще отказалась от участия в октябрьских выборах, а результат "Яблока" не превысил двух процентов), их позицию Никонов расценивает как "пораженчество и беспомощность". Тем более что либеральный электорат в России есть. Если партии не объединятся, о каких-либо результатах в 2007 г. можно забыть, считает эксперт.
В целом, резюмировал он, прошедшие выборы свидетельствуют о строительстве в России двухпартийной системы – однако партий в итоге все равно будет больше. В настоящий момент существует несколько электоратов: "партии власти", КПРФ, национал-патриотический ("родинский"), либерально-демократический и социал-демократический.
По оценкам директора Института региональных проблем, руководителя департамента региональной политики РСПП Максима Дианова, ЛДПР в этом году не очень напрягалась. КПРФ – тут Дианов согласился с предыдущим оратором - ничего не потеряла и демонстрирует свой ядерный электорат, который был и в 1993-м. Новую партию Миронова ожидает громкая дискуссия с ЕР "на всю страну", но вот "удастся ли родить красивого ребенка или он родится уродом – пока не известно". В новой партии не будет проблемы лидерства, но будет проблема совмещения программ, считает Дианов. Возможные пути для новой партии – занимать нишу левых и претендовать на электорат КПРФ, но для этого придется критиковать власть; демонстрировать лояльность власти и отбирать избирателей у ЕР; усиливать "родинский" электорат – раскрутить это политтехнологически возможно, но есть риск потерять все, ударившись в ту же стратегию, что и "Родина" в 2005 году. Четвертый путь – искать свою социал-демократическую нишу и ярких региональных лидеров. Шансы на востребованность тройственного союза со стороны элит, по мнению Дианова, повышаются по тем же причинам: "Единой России" на всех желающих не хватит.
Депутат Госдумы, лидер РПР Владимир Рыжков, комментируя прошедшие выборы, отметил резко возросшую роль "приписок, махинаций и административного ресурса", а также очень большое падение явки, особенно в Свердловской области. Сославшись на данные последнего опроса Левада-центра, Рыжков констатировал: почти треть россиян не верит никому и на выборы не пойдет. "У меня такое же ощущение. Такого негативизма по отношению к выборам я не встречал за всю свою политическую карьеру", - признался лидер РПР. По его мнению, это обстоятельство надо учитывать и в следующем году.
Подробно остановившись на ситуации в Астраханской области (республиканцы набрали там чуть более 1%), Рыжков рассказал про местные нравы. По его словам, накануне выборов губернатор Астраханской области Александр Жилкин вызвал к себе местных руководителей и прямо заявил: "у кого не будет 50%+1 за "ЕР" - стреляйтесь прямо в кабинетах". Правда, несмотря на то, что "партия власти" в результате показала там самый низкий результат - 38,58% голосов - никто рекомендации регионального руководителя не последовал. "Админресурс сегодня дает накрутку порядка 15 - 20%, хотя ранее мы оценивали его в 3%", - отметил Рыжков. Кроме того, по его данным, явка кое-где была завышена искусственно.
Если раньше главную роль играли партийные бренды, то сегодня возросла важность фигур, популярных в регионе. "За ними сейчас начнется охота. Партии будут конкурировать за привлечение популярных лидеров", - уверен Рыжков. Говоря о левой и правой "ногах" Кремля, он выразил уверенность в том, что формирование в следующем году такой же "безынициативной и слабой Думы" к модернизации страны не приведет.
Остановившись на причинах очередного поражения либералов, лидер РПР констатировал: демократический электорат разочарован и просто не ходит голосовать. Власть, по словам Рыжкова, искусственно поддерживает старые бренды, патронируя СПС и "Яблоко", и сдерживает все попытки новых (в частности, касьяновский НДС и саму Республиканскую партию) вырваться вперед. "В итоге мы застряли как телега в грязи, и это ставит нас в критическое положение, - сказал Рыжков. – Или мы делаем что-то до конца года – или в 2007 у нас нет шансов". Впрочем, делай не делай – без выхода на федеральные телеканалы шансов пробиться в 2007 г. практически никаких. "Методом личного приезда к избирателям, выпивания с ними и закусывания мы прибавили 3000 голосов", - констатировал Рыжков.
По мнению Дмитрия Орешкина, вбросы на прошедших выборах точно имели место, и нынешний "прирост" "Единой России" во многом объясним именно этим (кое-где "или людей, или бюллетеней пришло на 10% больше"). Орешкин также отметил корреляцию между явкой и голосованием – "чем больше явка, тем выше процент поддержки "партии власти".
Эксперт считает, что на октябрьских выборах наблюдалось смещение в пользу "пенсионерского" голосования. Отсюда – и выбор используемых социальных технологий. "Новенький" патернализм РПЖ он назвал "многообещающим проектом": "порядка 20% они в 2007 могут получить. 1+1+1 в данном случае может в результате дать 2". Так называемые "идеологические" партии – ЛДПР, "Родина", либералы – интереса не вызывают, отсюда их негативный результат. 45% "Единой России" - это ее нынешний максимум, поэтому власти, желающей сохранить в ГД устойчивое большинство, "подстраховка" просто необходима. Против "партии власти" в 2007 г. будет работать "эффект Думы" - "что бы плохого за это время не произошло, все повесят на ЕР", считает Орешкин.
"Единорос" Богомолов, в свою очередь, констатировал: идеологические партии начинают терять свои позиции во всем мире, а не только в России. Избиратель, по его словам, верит не идеологическим постулатам и лозунгам ("ему наплевать на термин "суверенная демократия"), а реальным делам. Поэтому, собственно, и голосует за "Единую Россию". Упреки в адрес региональных руководителей, повелевших "стреляться" в случае, если ЕР не наберет "50+1", Богомолов отверг – нет ничего плохого в том, что от исполнителей требуют результата. Свои "50+1%" ЕР намерена получить и в 2007 году. Четырехпартийная система, по мнению члена генсовета ЕР, сохранится - "дай Бог, чтобы люди либеральных взглядов прошли в Думу, но на этот раз им, наверное, ничего не светит".
Этот тезис подтверждают и социологические опросы. Президент компании "Башкирова и партнеры" Елена Башкирова поделилась последними результатами: так, поддержка "Яблока" нынче не превышает 2,1%, СПС – 1,1%, НДС – 1,6%. Стратегию демократов Башкирова назвала "провальной". Что до "Единой России" - хотя стратегия у "партии власти" имеется, и населением она действительно воспринимается как "партия", за ЕР готовы голосовать всего 36% избирателей. Примечательно: респонденты прочно увязывают "ЕР" с президентом, но, говоря о лидерах, иногда путают Грызлова с Мироновым. КПРФ, по оценкам "Башкировой и партнеров", практически не растратила симпатии своего электората – коммунистов поддерживает 9,3% (вместе с ЛДПР, у которой 8,9% голосов, КПРФ делит второе место после ЕР). Потенциал новой партии Миронова, согласно опросам, пока что едва превышает 5% (5,3%) - но шансы составить достойную конкуренцию "медведям" есть, "несмотря на дурость руководителей новой партии".
В целом, по мнению участников дискуссии, в 2007 г. в Думу войдут "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и союз партии Жизни, Пенсионеров и "Родины".
Стало известно, что творили украинские девушки