Кончаловский: "Харламов не погиб – его Бог взял"

Роль хоккея в жизни советского человека, роль личности в истории и мистика - вот те причины, по которым режиссер Егор Кончаловский взялся за экранизацию биографии легендарного хоккеиста


ФОТО: liter.kz



"17" – именно так будет называться новый фильм Егора Кончаловского, посвященный великому Валерию Харламову, который под 17-м номером навсегда вошел в историю нашего хоккея. Съемки ориентировочно запланированы на лето 2007 г., а выход фильма на экран – на 2008 год. Корреспондент "Yтра" побеседовал с режиссером о его проекте.

"Yтро": Егор, чем вас заинтересовал проект кино о легенде советского хоккея?

Егор Кончаловский: У меня с кино складываются странные взаимоотношения. Я не могу продать ни одного своего проекта, а другие проекты меня словно сами находят. Ко мне обратились продюсеры с идеей создания этого фильма, предложили тему. Когда я стал об этом думать, стал просматривать большое количество материалов о Харламове и его времени – проект показался мне очень интересным.

Самые яркие события в жизни Харламова проходили в те годы, о которых сегодня мало снимают кино: конец 1960-х – начало 1970-х. Я помню то время, помню, что наиболее ярким проявлением жизни в Советском Союзе тогда был именно спорт, и в первую очередь хоккей, который в какой-то момент стал каким-то... сегодня бы сказали – "национальным проектом". Это первая причина, по которой мне очень интересен этот фильм.

Вторая причина моего интереса к теме – мистика, если хотите. Она определенно существует в биографии Валерия Харламова, в истории его смерти, в некоторых, на первый взгляд, необъяснимых ситуациях в его короткой и очень яркой жизни.

И третья причина – мне очень захотелось снять биографическое кино. До сих пор я снимал "вымышленное", так сказать, кино, и здесь ответственность была гораздо более размытой. А в случае с фильмом "17" люди, которые жили тогда, еще живы сегодня. Мы снимаем кино о нашем старшем современнике, и оттого уже сейчас чувствуется невероятная ответственность – перед теми людьми и тем временем.

"Y": А вы хорошо запомнили то время? Вам ведь было тогда не так уж много лет.

Е.К.: Я очень хорошо помню Москву 1970-х – время, конечно, было застойным, и многое запомнилось в серых, тусклых цветах. Но в хоккее были такие яростные сражения, что подсознательно какие-то эмоции очень раскрашивали эти тусклые оттенки. В фильме обязательно найдут свое место воспоминания моего детства.


Фото: ak-bars.ru

Да, центральное место в фильме будет занимать хоккей. Но мне, кроме того, очень хочется рассказать о Харламове как о человеке. Очень мало материалов о нем – материалов личного, интимного характера; и тем не менее та странная улыбка, направленная в себя, вовнутрь, бывшая, я бы сказал, фирменным знаком личности Харламова, – она видна и на телекадрах, и на фотографиях, и в статьях, опубликованных под его именем. Но есть множество воспоминаний о нем, есть совершено мистический факт гибели Валерия, когда за пять минут до автокатастрофы они с супругой поменялись местами и она села за руль "Волги". Почему все случилось с ним именно так? Что он чувствовал в ту ночь перед смертью, когда узнал, что "отцеплен" от сборной СССР, отправляющейся за океан на крупный турнир? Это все еще предстоит исследовать и интерпретировать. И я понимаю, что это сверхсложная задача.

"Y": В таком фильме многое, если не все, зависит от исполнителя главной роли. Кому предстоит справиться с этой невероятно сложной задачей?

Е.К.: Мне, как я сказал, этот проект был предложен вместе с актером. Зовут его Мел Борз – но это его американский псевдоним. Он, помимо того, что является продюсером фильма, еще и профессиональный актер, а также профессионально играет в хоккей. Мне кажется, что в таком проекте нужен человек, который влюблен в то, что он делает. Мел – как раз такой человек, это видно по его отношению к будущему фильму уже сейчас, на начальных этапах работы. И это заражает всех нас. Согласитесь, если у актера при работе над ролью "тусклый взгляд", он может сработать вполне профессионально, но больших достижений в этом фильме не будет. В случае с Мелом, мне кажется, одержимость и влюбленность в то, что он делает, поднимают будущий фильм на очень высокий уровень.

Вообще же тут есть большая сложность в профессиональной подготовке актеров. Играть на экране придется весьма близко к другому понятию "игры" – придется буквально играть в хоккей. Сейчас, просматривая старые хоккейные записи, я удивляюсь, как мысль может успевать за телом. Без серьезных профессиональных хоккейных навыков тут не обойтись – и у нас есть участники будущего фильма, способные научить партнеров многому. Вот, например, Марат Башаров – он играет в хоккей почти профессионально.

"Y": У вас в роду уже был случай использования хоккейной темы. В фильме вашего отца Андрея Кончаловского "Романс о влюбленных" был персонаж, которого играл Александр Збруев – хоккеист сборной СССР. А в массовых сценах снялись многие великие игроки той сборной – Якушев, Петров... к сожалению, не помню, был ли там Харламов. Вы не чувствуете в этом некоторой почти мистической, как вы говорите, "ниточки", тянущейся из прошлого?

Е.К.: Да, конечно! Я недавно сказал отцу про фильм о Харламове, и он с радостью вспомнил этот эпизод и воскликнул: "Да, они же все у меня играли!" Запомнились лица, запомнились игроки, каждый из которых был легендой – и очень приятно, что они остались не только в хронике, но и в художественном кино.

"Y": Харламов погиб в 1981-м, а годом раньше ушел из жизни еще один кумир страны – Владимир Высоцкий. Какими близкими по времени оказались эти две смерти...

Е.К.: Я думал об этом. Эти люди были похожи по степени своего воздействия на народ. Со многими талантливыми людьми власть могла себе позволить многое – например, "задвигать" их слишком яркую индивидуальность на задний план. Но не в случае с Высоцким и Харламовым. У них была возможность самовыражения: играть и петь – у Высоцкого, играть в хоккей – у Харламова. Причина же раннего ухода крылась не во внешних обстоятельствах, а в них самих. Когда двигатель работает все время на максимальных оборотах, не давая себе передышки... ресурс быстро вырабатывается. Причиной ранней смерти Харламова, как мне кажется, было невероятно сильное эмоциональное восприятие жизни. Он слишком сильно, слишком ярко чувствовал жизнь, с такой беспощадностью к себе пропускал все через себя, что надолго его просто не хватило. Мне кажется, он не погиб – это Бог его взял, как и Высоцкого, как и Гагарина...

Я никогда не был ярым поклонником спорта, но лицо Харламова осталось навсегда в моей памяти. Я все время думаю об этом персонаже, об этом, можно сказать, национальном герое. Будучи в спорте окруженным людьми очень большого масштаба, все равно он выделялся среди них – удивительным талантом и масштабом своей личности.

P.S. Мел Борз, продюсер и исполнитель главной роли в фильме Кончаловского, имеет к хоккею самое непосредственное отношение. Зовут его Муслим, он сын Гелани Товбулатова – президента хоккейного турнира "Кубок Спартака" и в недавнем прошлом вице-президента хоккейного клуба "Спартак". Есть что-то очень правильное в том, что именно от "Спартака" тянется "ниточка" к Харламову, бывшему звездой ЦСКА. А ЦСКА и "Спартак" в те годы были соперниками едва ли не более непримиримыми, чем сборные СССР и НХЛ в Суперсерии 1972 года. Одно жаль: будущее самого "Спартака" сейчас под большим вопросом. Клуб не смог участвовать в чемпионате России, и что с ним будет дальше – пока не ясно. Любопытные параллели, не правда ли?

Выбор читателей