Москвичи изменяют автомобилям

В городе давно появились районы, из которых Yтром на машине за обозримое время не выберешься, а вечером в них не въедешь. Все больше людей понимают: 40 минут в тесноте – все же лучше двух часов в смоге и неподвижности




Каждую осень Москва стонет из-за вечно стоящих автомагистралей, под Новый год переживает эпидемию пробок, ближе к весне мы привыкаем к обстановке, а летом ненадолго вздыхаем с облегчением. С каждым годом автомобилей на столичных дорогах прибавляется. Серию номеров "77" москвичи израсходовали за пять лет, "99" – за четыре года, "97" – за неполных три... Сейчас "уполовинена" уже четвертая, "177"-я, серия московских номеров, и если регистрационные знаки можно допечатать, то лишних полос трассам прибавить куда труднее.

И вот уже появились в городе такие районы, из которых Yтром на своей машине за обозримое время не выберешься, а вечером в них не въедешь. Среди спальных районов таких особенно много. Жители Марьина, Строгина, Отрадного – не говоря о Капотне и новых районах за МКАД – тратят на поездку в центр "своим ходом" по два-три часа. И вот все больше людей, живущих на окраинах, понимают, что 40 минут в тесноте – это приятнее, чем два часа в смоге и неподвижности.

Однако что городское хозяйство может предложить тем сознательным, кто решил отказаться от ежедневных поездок на машине? Лучше всего тем, кто живет в пешеходной доступности от метро, желательно от одной из его конечных станций. Тогда попасть в вагоны реально даже в час пик. Пассажирам, пользующимся "промежуточными" станциями между Кольцевой линией и окраинами, сложнее: в часы пик приходится пропускать поезда или, подобно настоящим джедаям, "использовать силу", чтобы попасть в вагон. Но в любом случае, попав в метро, вы доберетесь до работы. Как уже сказано выше, тесно, да быстро.

Жизнь тех "безлошадников", кто живет далеко от станций метро, волнующа и непредсказуема. В первую очередь, из-за тех самых пробок. Поголовье автобусов после введения турникетов ощутимо возросло, но типичный интервал автобуса в наши дни не пять и не десять минут, а едва ли не полчаса. Ожидание "спасителя", особенно на морозе, не слишком вдохновляет – хорошо хоть, большинство автобусных линий дублированы маршрутками. Троллейбусы ходят чаще и надежнее, но день на день здесь не приходится – один обрыв линии на маршруте будет стоить верных минут 40 задержки. Аналогично и с трамваями: хотя на некоторых линиях их надежность – почти метрополитеновская (например, на Волоколамском шоссе и дальше в Щукино и Строгино), но даже единичная поломка или авария вызывают часовые опоздания.

Частные операторы-перевозчики, конечно, рады проявить гибкость и нетривиальность подхода. Маршрутки обычно подходят быстрее других видов транспорта, едут по оптимальной траектории, а пробки стараются объезжать, если никому не надо в сам район пробки. Если же пассажиру надо именно туда, маршрутка поедет, но настойчивого пассажира морально линчуют водитель и остальные пассажиры. В последнее время место "ГАЗелей" потихоньку стали занимать "Форды Транзит" и "Скании" российской сборки: машины большего размера и лучше подходящие для перевозок. И всем бы хороши маршрутки, кроме единственного недостатка: в долговременной перспективе они не оздоровляют, а лишь усугубляют ситуацию.

Тем не менее даже с учетом трудностей с общественным транспортом москвичи начинают выбирать более "сознательный" способ передвижения на работу. Особенно там, где условия для такой "сознательности" получше. Одним из образцовых в этом плане районов можно назвать Строгино.

Для тех, кто там никогда не был: Строгино, хотя и находится в пределах МКАД, соединено с "большой Москвой" единственной дорогой: Строгинским шоссе, ведущим к станции "Щукинская". Связь с метро обеспечивают трамвайная линия (там же, на Таллинской улице, расположено трамвайное депо) и многочисленные автобусы. По трем улицам Строгина проходит трамвай, по остальным – автобусы. Еще пару лет назад строгинцы предпочитали выбираться из своего "анклава" на машинах: по Yтрам на Строгинском шоссе стояли гигантские заторы; сейчас машин там если и не поубавилось, то точно не стало намного больше. Зато трамваи, которые и прежде ходили с небольшими интервалами, теперь следуют к "Щукинской" сплошным потоком. Не меньше впечатляет и череда автобусов, вывозящих строгинцев по направлению к метро. При этом, хотя большая часть пассажиров и выходит на "Щукинской", многие едут дальше, к станциям "Сокол" или "Войковская" – кому-то так удобнее. Кому-то, может быть, вообще было бы удобнее до "Белорусской", но линию трамвая на Ленинградском проспекте сняли и восстанавливать пока не собираются. А в ближайшем будущем в Строгине, наконец-то, должна появиться своя станция метро.

Если даже минимальные возможности выбраться "в город" без машины дают такой результат, то насколько сильно могла бы изменить ситуацию более активная политика по "спешиванию" тех, кто каждый день садится за руль? Существуют простые и относительно недорогие решения, уже проверенные опытом европейских и американских столиц. Для этого нужны выделенные полосы для общественного транспорта, трамвайные или троллейбусные линии вдоль каждой крупной городской магистрали, приоритет при проезде перекрестков для общественного транспорта. А современный подвижной состав отечественного производства вовсе не так плох, как принято считать, тем более в Москве уже проходят испытание сочлененный низкопольный троллейбус и такой же трамвай.

Да, на некоторое время на дорогах будет очень тесно. До тех пор, пока большинство автомобилистов не осознают, на чем удобнее ездить в большом городе. И не понадобится даже драконовских налогов – только серьезные штрафы за въезд на полосу общественного транспорта и за парковку в неположенных местах. Вот только придется ли нам жить "в эту пору прекрасную"?.. Вообще-то, картина в Москве, скорее, неутешительная. Но надежда на муниципальное благоразумие умирает последней.

Выбор читателей