Бриллианты в унылом окружении

Выставка "Европа–Россия–Европа" официально завершает затянувшееся празднование юбилея Третьяковки. Однако не стоит ожидать, что все представленные в экспозиции произведения являются прославленными шедеврами


ФОТО: museum.ru



Готовя очередной шикарный международный проект, кураторы Государственной Третьяковской галереи до сих пор считают своим долгом приурочить его к прошлогоднему юбилею музея. По крайней мере, выставка "Европа–Россия–Европа", открывшаяся в филиале Третьяковки на Крымском валу, официально завершает затянувшееся торжество.

Московские музеи нечасто балуют зрителей эксклюзивными зарубежными шедеврами. По мнению кураторов проекта, экспозиция, подготовленная при непосредственной поддержке Европейского союза, именно из таких шедевров и состоит. Пятьдесят крупнейших музеев мира должны были отобрать из своих сокровищниц по три произведения, которые отражали бы различные периоды в становлении каждой из национальных школ. Правда в результате на выставке представлено не 150, как должно было бы, а только 100 экспонатов. Среди безусловных шедевров – пейзажи Тернера, К.-Д. Фридриха и Климта, скульптуры Мура и Бранкузи, портреты Кранаха и Сарджента, полотна Риберы, Тициана, Пикассо, Матисса. Организаторы проекта заявляют: "Выставка наглядно продемонстрирует национальное своеобразие каждой из стран-участниц, и одновременно – взаимовлияние и взаимопроникновение европейских культур, непрерывность связей, которые вот уже несколько веков объединяют европейский континент".

Однако же, не стоит ожидать, что абсолютно все работы являются шедеврами. Более того, десяток перечисленных выше произведений – лучшая часть этого до скрежета зубовного политкорректного вернисажа. Увы, корни культуры глубоко уходят в политику – недаром юбилейная экспозиция посвящена вовсе не основателю галереи, а прежде всего – началу работы саммита Россия–ЕС.

В сущности, так все и должно было случиться. За юбилейные деньги, полученные от государства, и за поздравительные телеграммы от зарубежных коллег надо было всех красиво поблагодарить. Поэтому, отбирая экспонаты, кураторы, похоже, больше всего были озадачены тем, чтоб никого не обидеть. Все участники забега, от сокровищниц Рима до уездных (по части живописи) Афин, должны были предоставить одинаковое количество шедевров, к тому же, созданных рукой местных самородков. Понятно, что австрийцы смогли прислать изящную работу Климта, англичане дали потрясающего позднего Тернера, немцы – Кранаха, а уж у итальянцев вообще нет проблем с известными живописцами. Однако же Евросоюз выходит далеко за пределы стран, обладающих несметными художественными сокровищами. Да, ирландцы предоставили на выставку замечательное полотно "Амур и Психея" художника Хью Дугласа Гамильтона, который долгие годы жил и работал в Италии и даже писал картины по заказу русских аристократов. У поляков нашлась уникальная икона святого Станислава XVI в., а у португальцев – дивной красоты "Благовещение" того же времени. А вот у греков, киприотов, венгров, латышей или, например, художников из Словении, таких шедевров не нашлось. То есть, сами по себе местные живописцы не так уж и плохи, но вот рядом с Тицианом и Пикассо выглядят как-то не очень. Казалось бы, сократить экспозицию раза в два – и получится замечательная выставка шедевров мирового искусства. Но мешает проклятая политкорректность – отдельные участники саммита могут и обидеться... Да и непривычна Третьяковка с ее эпохально-масштабным размахом делать миниатюрные элегантные проекты.

Как всегда, спаслись своими силами. Рублевская "Троица" и Владимирская Богоматерь, "Утро стрелецкой казни" и самые-пресамые известные произведения Кандинского, Шагала и Малевича брильянтами переливаются на фоне серенькой в своей массе экспозиции европейской живописи. Вот и выходит, что Россия, как ни посмотри, по-прежнему "родина слонов".

Выбор читателей