Супрематические закрома

Галерея ПРОУН собирается составить серьезную конкуренцию признанным столпам московского арт-рынка. Выставка работ художников "круга Малевича" обещает стать знаковым событием лета


ФОТО: winzavod.ru



Пространство бывшей винной фабрики, а ныне Центра современного искусства "Винзавод" регулярно пополняется новыми поселенцами. Если еще недавно смелые прогнозы кураторов, обещавших заманить к себе самых известных галеристов столицы, казались лишь рекламными посулами, теперь уже очевидно, что все культурные дороги нашего города скоро будут вести исключительно в стремный район Курского вокзала.

После Марата Гельмана, Елены Селиной и еще некоторых широко известных в узких кругах воротил арт-рынка современного искусства сюда переехала Марина Лошак (некогда директор весьма известного Московского центра искусств). Вместе с Мариной Салиной они открыли новую галерею ПРОУН, которая, по утверждению новоиспеченных директора и арт-директора, собирается проводить не менее шести выставочных проектов в год. Новая галерея открылась помпезной экспозицией "Крестьяне. Постсупрематический эпос", посвященной творчеству учеников и последователей Казимира Малевича.

Судя по шикарному дебюту, галерея ПРОУН собирается составить серьезную конкуренцию признанным столпам московского арт-рынка. Выставка, на которой представлено около семидесяти живописных и графических работ художников так называемого "круга Малевича", обещает стать знаковым событием даже на фоне традиционного весеннего обострения столичной художественной жизни. Впрочем, "столпам" подобная встряска тоже не помешает. Прежде всего, значительных галерей у нас не так уж и много. Кроме того, в последнее время в городе наблюдается загадочная, а порой и необъяснимая централизация культурных мероприятий - даже ведущие галеристы все реже и реже отваживаются на самостоятельные масштабные выставки, предпочитая действовать "в рамках" Биеннале, "Арт-Москвы", фотофестиваля и других мегапроектов. В то же время, как показывает, например, жизненный опыт относительно недавно открывшегося фонда "Эра", новые галереи, настойчиво претендующие на независимость, сравнительно легко и безболезненно находят свою "культурную нишу".

Выставка "Крестьяне. Постсупрематический эпос" посвящена одной из самых животрепещущих тем в живописи русского авангарда. Разумеется, главная роль здесь принадлежит Казимиру Малевичу - автору знаменитого "супрематизма в образе крестьянки". В 1920-е годы многие ученики художника беспечно последовали за своим гуру, даже не подозревая о том, что за оригинальную трактовку рабоче-крестьянских сюжетов будут вскоре заклеймены как злостные формалисты. Произведения Суетина, Лепорской, Криммера, Рождественского, вошедшие в экспозицию, были созданы уже на рубеже 1920-х – 1930-х годов, так что трагическая развязка не заставила себя долго ждать. Предчувствием печальных перемен наполнены провидческие работы Николая Суетина, который, благодаря своим моделям-"архитектонам", более известен как проводник супрематических идей в искусство архитектуры и дизайна. В крестьянском цикле Суетина грабли, косы и вилы сами собой складываются в кресты, а человеческие фигуры неведомым образом преобразуются в распятые пугала.

Живописные стога и крестьянки со снопами Константина Рождественского, пожалуй, не станут откровением для поклонников супрематизма - совсем недавно выставка этого художника состоялась в Третьяковской галерее. Удивительно, что, прорабатывая одну пластическую тему, Рождественский варьирует смысловые оттенки и формальные решения. Бок о бок висят в экспозиции пышнотелые, но по-малевичевски безликие "Три грации", ядрено-красный стог и уже совершенно абстрактные "Полосы", созданные, однако же, практически в одно время.

Собранные в одной экспозиции яркие, пастозно написанные крестьянки Эдуарда Криммера, изящные стога и дирижабли Николая Суетина, выразительные фигурки Владимира Стерлигова и даже более вторичные, подражательные работы Анны Лепорской отражают весь диапазон дарования их великого учителя, работы которого также представлены на выставке.

Выбор читателей