Свежее решение

Создавая экспозицию актуального искусства, нелегко соблюсти объективность. Поэтому кураторы Третьяковской галереи решили воспользоваться огромными фондами музея и обновить собрание на Крымском Валу


ФОТО: museum.ru



Музей, как правило, организация консервативная. Поклонники изобразительного искусства, конечно, всегда могут рассчитывать на интересные выставки, но постоянная экспозиция редко подвержена радикальным изменениям - на протяжении многих десятилетий шедевры, когда-то отобранные специалистами, висят на одних и тех же местах. Да и заменить их особо нечем – традиционно кураторы стараются представить в музейных залах лучшую часть коллекции, а истории о таинственных шедеврах, якобы запрятанных в глубинах запасников, имеют не больше отношения к реальности, чем популярная в народе легенда о "двадцать пятом кадре".

Однако же не бывает правил без исключений, которым, в данном случае, является Государственная Третьяковская галерея - ее гигантские фонды позволяют кураторам Отдела новейших течений периодически обновлять экспозицию современного искусства.

Всего несколько лет тому назад в Третьяковке торжественно открылись новые залы постоянной экспозиции, посвященной искусству XX столетия. Разумеется, многие решения кураторов вызвали споры художников и критиков, потому как отобрать самых-самых лучших художников, учитывая, что многие из них еще живы и продолжают работать, очень трудно. Искусствоведы придерживаются мнения, что любое произведение должно быть "проверено временем" - только тогда на решение кураторов не будет влиять сиюминутная мода, случайные перекосы арт-рынка, а порой и устрашающая активность автора очередного шедевра.

Создавая масштабную экспозицию актуального искусства, нелегко соблюсти объективность. Поэтому хранители и кураторы Третьяковской галереи решили воспользоваться огромными фондами музея и обновить экспозицию на Крымском Валу. Тем более что за истекший период многие вещи, не вошедшие в первый вариант из-за проблем с сохранностью, были отреставрированы, а запасники галереи пополнились новыми поступлениями, в том числе работами Мухиной, Коненкова, Пивоварова, Плавинского. Специально для новой экспозиции "Искусство ХХ века" была написана картина Булатова "Тучи растут" и подготовлен спецпроект Виноградова и Дубосарского "Времена года русской живописи". Отдельные раздел экспозиции составляют произведения художника Соломона Никритина (1898 – 1965) - около двух десятков живописных и более 100 графических работ разных лет, большая часть которых была подарена музею знаменитым коллекционером Костаки и вдовой художника Никритиной-Каждан.

"Основная задача, которую ставили перед собой экспозиционеры, - сделать показ искусства ХХ века более динамичным и зрелищным. Поэтому материал располагается так, чтобы любая категория зрителей смогла составить представление о прошлом столетии, как о времени необычайно разнообразных художественных поисков. Этому помогает контраст визуальных впечатлений, возникающий от смены и чередования разного по характеру материала, а также дизайнерского оформления залов, в том числе цветового решения стен", - объясняют преимущества новой экспозиции кураторы проекта.

В качестве дополнения к традиционному набору живописи, графики и скульптуры были подготовлены специальные "информационные зоны", в которых зрители обнаружат различные фото-, видео- и текстовые материалы, позволяющие получить более широкое и полное представление о русском искусстве ХХ века.

Выбор читателей