Азиаты держат марку

Разброс интересов японских и китайских кинематографистов довольно широк, они снимают фильмы и об ужасах войны, и гангстерские боевики и исторические драмы, но всегда сохраняя свой особый взгляд




Надо признаться, что на нынешнем фестивале я бы предпочел смотреть только восточное кино, за которым, по моему глубокому убеждению, будущее. На 29-м ММКФ довольно много картин из Юго-Восточной Азии, но посмотреть их все нет никакой возможности. Расскажу лишь о наиболее запоминающихся, хотя они не все равнозначны.

Чингисхан (The blue wolf : to the end of the earth and sea)
Монголия–Япония, 2007
Режиссер: Синитиро Саваи
Программа "Мир кино"

Эпическая кинодрама о великом полководце, растянувшаяся на два с половиной часа, в первую очередь занятна тем, что снималась японцами в родных местах Темучина (более известного как Чингисхан), то бишь в Монголии, причем на японском языке. Начинается буквально с рождения будущего завоевателя мира, который, по версии авторов, был незаконным ребенком одного местного монгольского князька, из чего проистекала его детская психотравма. Поскольку мама полководца была увезена и изнасилована воинами племени меркитов, Темучина дразнили ублюдком даже родные братья, старшего из которых 12-летний подросток расстреливает из лука, становясь, таким образом, главой клана. Идея объединить всех кочевников завладела сердцем мальчика, по мнению создателей эпопеи, именно в силу решения доказать, что кто чей по-настоящему ребенок – не важно, главное – быть мощным аборигеном. Полфильма Чингисхан расправляется с локальными врагами, женится на красивой девушке, которую у него опять-таки крадут подлые меркиты, естественно, насилуют, в результате чего появляется еще один бастард, уже у самого героя, укрепляя тем самым централистские настроения вождя еще больше.
В общем, с драматайзингом тут все в порядке, пока не наступает время показать битвы и завоевания. Последние сняты с должным размахом, почище чем в "300 спартанцев", и концентрируют зрительское внимание почти до финала, который выглядит скучным и однообразным из-за бесконечных выспренних выступлений Чингисхана перед удивленными, но покорными народами. Прямо с трибуны (хочется сказать – собственного мавзолея), на манер коммунистических вождей вещает великий монгол перед миллионными толпами сограждан, демонстрируя отсутствие у авторов даже зачатков исторической рефлексии. Финал совсем клюквенный, поскольку грандиозная армия выглядит не кучей монголо-татар на приземистых лошадках, а стройной и красивой гвардией в парадной форме на манер войск Наполеона.
Когда Темучин-Чингисхан превращается в гаранта их конституции, у него появляется какая-то модель-наложница, причесанная и намакияженная не хуже, чем на страницах "Вог", притом что ни он сам, ни его сподвижники даже не думают дряхлеть. С точки зрения сценария это, конечно, сказка, но снято с должным размахом, и если б подсократить на часок, лента могла бы сойти за приличный исторический боевик. А так – грандиозный панегирик в духе имперского реализма, не больше того.


Лес скорби (Mogari no mori)
Япония–Франция, 2007
Режиссер:Наоми Кавасе
Программа "Мир кино"

Камерная лента о доме престарелых, который в благословенной Буддой Японии напоминает пятизвездочный отель с клоунами-аниматорами вместо сиделок, развлекающими слабоумных стариков и старух. Юная сиделка Мичико занята тем, что ублажает всячески (без глупостей) слабоумного господина Шигеки, создавая тому благоприятную психологическую атмосферу. Однажды им взбредает в голову покататься на машине, которая вопреки хваленому японскому качеству ломается посреди дороги, и парочка рискует заблудиться в глухом лесу. Картина, доступная, как мне представляется, только восточному уму, в сущности апеллирующая к буддистским представлениям о добре и зле, густо замешанная на традиционных представлениях о том, как надо любить и уважать старших. Вряд ли выйдет в наш прокат ввиду довольно тягомотного и невнятного сюжета; тем не менее, трогательная в своей непосредственности и насыщенная скорбью по необходимости умирать. Досмотреть до конца, в общем и целом, сродни подвигу, но с точки зрения операторской и актерской работы – образец современного японского качества в кино.


Военный корабль, который ходил по суше (Gunkan promo tsuika)
Япония, 2007
Режиссер: Ямомото Ясухиро
Программа "Перспективы"

Полудокументальный фильм, основанный на воспоминаниях живого классика японского кино Кането Синда. Спустя 62 года после своей службы простым матросом во время Второй мировой войны, великий режиссер рассказывает об ужасах милитаристской машины, то бишь императорской армии, где ему довелось в юности нести службу. Фильм сделан в виде иллюстрации к интервью с очень старым господином Синда, которому, судя по всему, досталось не сладко. В 44-м году его призвали на флот, но корабль так и не вышел в море, хотя порядки на нем были под стать современным, описываемым в наших российских ужастиках про дедовщину в армии. Бедного будущего великого режиссера со товарищи по несчастью лупили по заднице бейсбольной битой так, что сидеть было невозможно, заставляли драить муляжи палубы со скоростью пропеллера и вообще всячески превращали в бессловесное быдло, способное только умереть во имя императора, лишь бы избавиться от мучений. Если бы фильм не был основан на реальных событиях и не рассказ самого престарелого героя – выглядело бы страшной чернухой. А так – документ той эпохи, изложенный с бесстрастием самурая.
Интересно снятая ретроспективная художественная часть, та, что с актерами, довольно точно описывающая реалии военного времени, то и дело перемежается длинными вставками интервью с очень старым полуслепым человеком, что вызывает ощущение скуки своим однообразием. Но как исторический документ – очень познавательное кино. Мы мало что знаем о порядках в японской армии и для сравнения приоткрыть эту завесу довольно любопытно. А измывались над солдатами там покруче, чем у нас сегодня. И с камикадзе там, как оказалось, не все так просто, не один галимый патриотизм ими двигал.


Выборы 2 (Elections 2)
Гонконг, 2007
Режиссер: Джонни То
Программа "Мир кино"

Наконец-то что-то новенькое про китайские триады, после триумфа фильмов Джона Ву, снятых еще в 90-е. Сюжет этого фильма более чем любопытный. Нормальный бизнесмен-олигарх из присоединенного к Китаю, но по-прежнему живущего своей жизнью Гонконга, хочет вести бизнес в континентальной части Поднебесной. Его, естественно, крышуют бандиты, такие же бизнесмены, как он, но из старейшей триады Во Шин. Парень отказывается от роли выборного председателя крупнейшей ячейки, ему и так хорошо – он красавец, муж модели и будущий отец. Но весь бизнес в Китае подконтролен их КГБ (прям как у нас!), и когда на олигарха выходят оперативники-федералы, он понимает, что или лишается миллионных прибылей, или судьба ему быть "кротом" в триаде.
И чистенький плейбой внезапно превращается в жестокое чудовище, на манер Майкла из "Крестного отца" (идейно фильм вообще передает большой привет Ф.Ф. Копполе). Короче, всем бывшим дружбанам героя настает крантец. Вторая половина ленты напичкана леденящими кровь сценами насилия, снятыми в нарочито обыденной и неброской манере. Руки злодеям отрезают, фарш из человеческих внутренностей скармливают собакам, людей заживо хоронят – все как бы буднично и взаправду, без пафоса. Финал прекрасный, без опостылевшего хэппи-энда.
Пока это один из лучших фильмов, увиденных мной на фестивале, впечатляющий не только манерой съемки и профессиональной игрой, но и, что бывает редко в такого рода гангстерских боевиках, сценарием и интригой. Вероятно, эта лента будет в прокате и мы сможем поговорить о ней подробнее, она того стоит.


Выбор читателей