Америка в картинках

Масштабный проект музея Гуггенхайм представляет полную картину истории американского искусства – от провинциалов XVIII столетия до блестящих представителей авангарда


ФОТО: museum.ru



В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка "Новый Свет: три столетия американского искусства". Несмотря на тот факт, что разместилась она не только в помещениях, традиционно предназначенных для временных выставок, но и заняла несколько залов постоянной экспозиции, выставка представляет собой изрядно урезанный вариант гигантского проекта, подготовленного кураторами музея Гуггенхайм и собранного из музеев со всей Америки.

В постсоветские годы отдельные имена американских художников стали хорошо известны нашей публике, на протяжении десятилетий довольствовавшейся американским искусством исключительно в лице Рокуэла Кента, который в эпоху патологической любви советского народа к творчеству Джека Лондона умудрился подарить несколько десятков меланхоличных видов Аляски крупнейшим музеям СССР.

В первые перестроечные годы зарубежные кураторы неоднократно привозили в Москву произведения крупнейших американских мастеров ХХ столетия, однако в сомнительные 1990-е культурная экспансия несколько поутихла. Новая волна американских выставок захлестнула российскую столицу уже в третьем тысячелетии. Самой популярной фигурой оказался, разумеется, Энди Уорхол – недавно в Москве состоялись две персональных выставки основоположника поп-арта. Несколько лет тому назад в ГМИИ им. Пушкина прошла выставка, посвященная художникам Дикого Запада. А экспозиция "Уистлер и Россия", организованная в прошлом году Государственной Третьяковской галереей, пролила свет на творчество одного из самых талантливых американских мастеров второй половины XIX века.

Масштабный передвижной проект, собранный музеем Гуггенхайм, претендует на то, чтобы впервые представить в России полную картину истории американского искусства – от робких попыток провинциалов XVIII столетия подражать стилю великих европейских мастеров до блестящих представителей американского авангарда, оказавших огромное влияние на развитие мирового искусства прошлого века.


Фото: museum.ru

Выставка "Новый Свет: три столетия американского искусства" представляет Америку во всей многогранности ее культуры. Произведения, которые открывают экспозицию, отражают период колонизации и экспансии, показывая общенациональные особенности и характерные черты отдельных регионов, рассказывают о переломных моментах истории и периодах сплочения нации, запечатленных в полотнах американских живописцев. Традиции изобразительного искусства в Америке часто подвергались переоценке. Живопись, переживавшая взлеты и падения на протяжении двух столетий, начала решительно "набирать скорость" после Второй мировой войны. В середине прошлого столетия американские художники создали два принципиально новых направления в искусстве: абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Представители возникшего в начале 1960-х годов поп-арта рассматривали серьезность духовных поисков абстрактных экспрессионистов со снисходительной иронией. В то время как Джексон Поллок стал трагической жертвой своей славы, Энди Уорхол сделал ее темой своего искусства. Бесстрастные, отрешенные, механические изображения повседневных предметов, часто заимствованные из бульварных журналов, рекламных щитов, фильмов, телевидения и комиксов, стали сюжетами произведений Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джеймса Розенквиста, чьи лучшие работы также представлены на выставке.

В выставке задействовано около сотни экспонатов, но это только половина гигантской ретроспективы искусства США, показанной американцами в Китае. Из-за этого экспозиция оставляет ощущение недосказанности. При всем уважении к отдельным представителям американской культуры, назвать проект выставкой шедевров нельзя никак: слишком уж маргинальны произведения большинства живописцев XVIII и XIX столетий. Понятно, что подобная выставка должна была "давить" исключительно количеством. Кураторы из США явно видели свою цель в том, чтобы как можно полнее познакомить зрителей с таким явлением, как американская школа живописи, о существовании которой многие даже не подозревают. Поэтому отобрать из двухсот экспонатов сотню самых лучших оказалось невозможно, и порой отсутствие в экспозиции пары-тройки "малозначительных" имен существенно влияет на качество того или иного раздела.

Вместе с тем нельзя не признать, что в целом выставка дает вполне адекватное представление об истории американской живописи, а также предоставляет уникальную возможность познакомиться с творчеством художников ХХ столетия, которые оказали столь значительное влияние на мировое искусство.

Выбор читателей