"Пусто" на улицах

Фестиваль видеоарта "Пусто" в этом году проходит на летней террасе легендарного Дома Коммуны. Главная проблема для зрителя состоит в том, чтобы увидеть как можно больше и не пропустить чего-нибудь особенно важного


ФОТО: winzavod.ru



Давно прошли те времена, когда термин "уличное искусство" ассоциировалось с красочными пацифистскими картинками на асфальте в исполнении в исполнении "детей цветов" или с мрачно-агрессивными наскальными росписями, украшавшими рабочие окраины любого мегаполиса. Подобно представителям поп-арта шестидесятых, примиривших высокое искусство с ширпотребом, передовые художники наших дней давно уже вышли на улицы и расширяют свою целевую аудиторию за счет мероприятий на открытом воздухе. Разумеется, это не так просто. Потому как даже за открытый воздух нужно платить, а у любого захолустного клочка земли обязательно найдется хозяин. Так владельцы пансионата на Клязьминском водохранилище прозорливо терпели ежегодное стихийное арт-бедствие под названием "Арт-Клязьма". Но только до тех пор, пока на смену журналистам, арт-критикам и воскресным ротозеям к раскрученному местечку не потянулись "серьезные люди". Теперь на славном пляжике, где когда-то резвились художники, паркуются белоснежные яхты, а некогда самый демократичный уголок ближнего Подмосковья охраняется не хуже колонии строгого режима.

По этой причине на сегодняшний день одним из наиболее популярных и престижных уличных мероприятий считается московский уличный фестиваль видеоарта "Пусто". Разумеется, видеоарт – искусство специфическое и не столь эффектное как, например, трехмерные объекты. Но, по той же причине, найти площадку для такого проекта значительно проще, чем, например, для "Арт-Поля".

Нынешний, шестой по счету фестиваль "Пусто", который проходит 23-26 августа, оккупировал летнюю террасу легендарного Дома Коммуны – шедевра советского конструктивизма, расположенного по адресу ул. Орджоникидзе 8/9 и территории арт-центра "Винзавод", который уже заслужил репутацию "памятника промышленной архитектуры XIX века".

Конечно, главная проблема для зрителя состоит в том, чтобы увидеть как можно больше и не пропустить чего-нибудь особенно важного. Ведь в отличие от изобразительного искусства, открытого с Yтра до вечера, видеопрограмма состоит из множества коротеньких роликов, средней протяженностью минут в пять. Хорошо, если вы, например, интересуетесь финским видеискусством вообще. В таком случае, нужно сразу расслабиться и топать на эксклюзивный показ программы финского видеоарта FixC (кооператива независимых художников из Хельсинки, основанного в апреле 2007 г.), которую обещают повторять чуть ли не каждый день фестиваля. Гуманно поступил и немецкий культурный центр имени Гете, объединивший всех немцев, принимающих участие в фестивале, в единый проект "В непрестанном движении (Основные направления экспериментального кино и видео в Германии 1994-2004 гг.)".

А вот разборчивым поклонникам русского видеоарта придется значительно хуже. Допустим, вы питаете глубокое отвращение к "Синим носам", традиционно выступающим в духе арт-быдла. Но ни в коем случае не желаете пропустить ролики Марины Черниковой или Ксении Перетрухиной. Для этого требуется практически ювелирное попадание в программу – иначе вожделенных короткометражек вам не видать, как своих ушей. Правильно сориентироваться и успеть куда нужно поможет расписание фестиваля. Кстати, в нынешнем сезоне кураторы проекта наконец-то осуществили свою давнишнюю мечту: зрители смогут просмотреть ролики за прошлые годы деятельности "Пусто", а во время проведения мероприятия – проголосовать и выбрать понравившуюся работу этого года. На закрытии фестиваля состоится торжественное вручение приза зрительских симпатий лучшим видеоработам и их авторам.

Выбор читателей