Кураторы Третьяковки, уже не одно десятилетие устраивающие масштабные персональные экспозиции, посвященные ведущим художникам русской школы, добрались, наконец, до нежно любимого нашим народом Ивана Шишкина
Новая выставка, открывшаяся в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу, безусловно, могла бы получить приз зрительских симпатий как лучший проект года, если бы подобные призы выдавались. Потому как кураторы Третьяковки, уже не одно десятилетие с завидной регулярностью устраивающие масштабные персональные экспозиции, посвященные ведущим художникам русской школы, добрались, наконец, до нежно любимого нашим народом Ивана Шишкина. В последний раз серьезная ретроспективная выставка его работ была организована почти 60 лет назад, а на сегодняшний день лучшая часть творческого наследия Шишкина поделена между Третьяковкой и Русским музеем. Впрочем, в проекте задействованы и другие музеи стран СНГ, а также работы из частных собраний. Достаточно вспомнить, в какие суммы произведения этого талантливого продолжателя художественных традиций дюссельдорфской школы оцениваются на антикварных салонах и аукционах, чтобы не сомневаться: выставка будет иметь оглушительный успех.
Выставка считается юбилейной; дата, мягко говоря, не выглядит круглой – проект приурочен к 175-летию со дня рождения русского пейзажиста. Основная задача масштабной ретроспективы – как можно более полно и разносторонне представить наследие художника – в данном случае весьма непроста. Потому как с производительностью прилежного академика может конкурировать разве что известный своей феноменальной плодовитостью Айвазовский. Между тем кураторы проекта стремились не только отразить все этапы становления Шишкина-живописца, но и продемонстрировать графическое наследие мастера, тем более что Иван Шишкин – один из немногих русских художников, серьезно изучавших искусство офорта.
В то время как отдельные полотна мастера справедливо воспринимаются как романтико-символические образы России, "полное собрание сочинений" Шишкина в одном зале может вызвать легкий шок. Прилежный выпускник немецкой и швейцарской академий, он с прилежанием немца и дотошностью ботаника воссоздавал приметы конкретного мотива, точные детали почвы и растительности. В лучших произведениях, к числу которых относится и бесконечно растиражированное полотно "Рожь", художнику удалось достичь монументальной эпичности общего эффекта, однако же проходные работы Шишкина навевают невыразимую тоску сухостью трактовки и докучной "прямолинейностью" образов.
Как известно, ни людей, ни зверей Шишкин рисовать не любил и не очень умел. Правда еще в юности, рассчитывая в будущем "соединить пейзаж с животными", он взял несколько уроков у известных анималистов того времени – братьев Адамов, работавших в Мюнхене, а затем у цюрихского мастера Колера. Прилежно порисовав некоторое время крупный и мелкий рогатый скот, Шишкин сие занятие оставил, поэтому мишек на знаменитом полотне "Утро в сосновом лесу" писал его друг – другой известный художник-передвижник Константин Савицкий. В отличие от своих коллег-передвижников, Шишкин не любил и так называемых переходных состояний природы, фиксируя ее в состоянии высшего летнего расцвета и неизменно при прямом освещении. Впрочем, среди малоформатных этюдов художника есть и немало приятных работ – например, очаровательные живописные "Мухоморы" и брутальная, хоть и жестковатая по манере исполнения "Кора на сухом стволе" свидетельствуют о том, что этот великий знаток театральных эффектов природы не оставался равнодушным и к более скромным ее явлениям. А по мнению кураторов проекта, воображение зрителей должна потрясти картина "Пески" из собрания Киевского музея русского искусства, отличающаяся неожиданной нежностью светотеневых переходов и мягкостью колорита.
Нет никаких сомнений, что, учитывая невообразимую популярность березок и бескрайних полей среди определенного контингента любителей искусства, на выставке будет перманентный аншлаг. А вот можно ли поставить шишкинские "шедевры" в одном ряду с произведениями Врубеля, Репина, Нестерова и других великих живописцев, которым были посвящены лучшие монографические выставочные проекты Третьяковки, решит только время.