Куба обрела нового лидера

Парламент Кубы избрал председателем Госсовета страны 76-летнего брата команданте - Рауля Кастро. По мнению экспертов, с уходом Фиделя из власти Остров Свободы ожидают экономические, но не политические перемены


ФОТО: AP



После того, как бессменный, казалось бы, лидер Острова Свободы Фидель Кастро окончательно сложил с себя полномочия главы государства, многих заинтересовал вопрос: кто же станет его преемником? И вот в минувшее воскресенье Национальная ассамблея (парламент) Кубы избрала на пост председателя Государственного совета страны (высшую государственную должность) 76-летнего брата команданте - Рауля Кастро, назначив ему в заместители Хосе Рамона Мачадо, который до этого занимал пост заместителя председателя Госсовета Кубы и члена политбюро Компартии.

Впрочем, сенсацией это назначение не стало: еще в июле 2006 г. после операции на кишечнике Фидель Кастро, временно оставив все высшие государственные посты, передал бразды правления страной именно Раулю, который моложе его на пять лет и занимал при команданте пост первого заместителя председателя Госсовета, второго секретаря Компартии Кубы, а также министра вооруженных сил страны. Более того, Фидель назвал своего брата преемником еще в 2001 г., после того, как потерял сознание на митинге в Гаване. По мнению команданте, "Рауль лучше всех подготовлен и обладает наибольшим опытом".

Стоит отметить, что новоиспеченный глава государства выступает за структурные реформы в экономике и признает, что в стране слишком много запретов для занятий частным предпринимательством. Именно по его инициативе на Кубе были разрешены колхозные рынки для продажи излишков сельхозпродукции, и именно ему принадлежит известная фраза: "Для страны важнее хлеб, чем пушки". В целом же Рауль Кастро не так многословен, как Фидель, и не очень-то любит длинные, пламенные речи. Вот и после своего избрания он ограничился лишь тем, что заявил: правительство Кубы, дескать, и в дальнейшем будет консультироваться по важнейшим вопросам с бывшим политическим лидером Острова Свободы.

Как бы то ни было, латиноамериканские аналитики подчеркивают, что в руководстве Кубы остались так называемые "старики-технократы", и каких-либо коренных изменений в Гаване ожидать не стоит. По их мнению, после ухода Фиделя политическая жизнь страны вряд ли претерпит существенных изменений, и Остров Свободы продолжит следовать социалистическим курсом при главенствующей роли Коммунистической партии. Однако не исключено при этом, что в стране будут сделаны послабления для частного предпринимательства, необходимые для улучшения социально-экономического положения кубинцев.

В свою очередь, комментируя решение кубинского парламента, заместитель председателя международного комитета Госдумы РФ Андрей Климов заявил, что Остров Свободы теперь пойдет по пути постепенной модернизации существующей политической системы с тем, чтобы стать более открытой - как во внутренней, так и во внешней политике. Вместе с тем Климов признал, что сейчас сложно говорить, какие именно изменения коснуться политической системы Кубы, поскольку на этом континенте очень сильны традиции революционеров и социалистические ценности, поэтому она может пойти либо "по китайскому пути", либо по пути постсоветских республик.

Напомним, что 19 февраля Фидель Кастро ушел в отставку с поста председателя Госсовета и главнокомандующего Вооруженными силами страны. В конце 2007 г. он был в очередной раз выдвинут кандидатом на одно из 614 мест в национальном парламенте, которое он должен был занять, чтобы формально оставаться у власти. В итоге на выборах 20 января команданте набрал на 1% голосов меньше, чем Рауль Кастро, что, впрочем, не помешало ему стать парламентарием. В своем последнем обращении к народу в качестве лидера, Фидель заявил, что не может дать своего согласия на то, чтобы занимать руководящие должности в государстве, поскольку тем самым он бы "предал свою совесть, принимая на себя ответственность, требующую мобильности и полной самоотдачи, которых [он] лишен по физическим причинам". "Я говорю это без драматизма", - говорится в послании отца кубинской революции. Однако драматизм тут все-таки присутствует - с уходом команданте на Острове Свободы закончилась целая эпоха...

Выбор читателей