Большое кино

История противостояния нефтяного магната и религиозного фанатика, история построения бизнеса и разрушения семьи не укладывается в определения "нефть против религии" или "нефть как религия"

Нефть (There Will Be Blood)
США, 2007
Режиссер: Пол Томас Андерсон
В ролях: Дэниел Дей-Льюис, Пол Дэно, Кевин О'Коннор





Новый фильм Пола Томаса Андерсона начинается с тревожной скрипичной музыки, с черной бурлящей жижи, которая все прибывает и прибывает...

После многообещающих "Ночей буги", вознесенной до небес "Магнолии" и расколовшей лагерь поклонников "Любви, сбивающей с ног" Андерсон целых пять лет проходил в титрах различных фильмов исключительно по разделу "Особые благодарности". Теперь он снял остросовременный фильм по социально-политическому роману времен президентства Кулиджа – о двигателе современной политики и экономики, о причине крови.

После сложносочиненной "Магнолии" и запутанной "Любви, сбивающей с ног" Андерсон снял простую, словно начерно вырубленную из куска дерева историю, которая неспешно следует за жизнью калифорнийского нефтедобытчика Дэниела Плейнвью (Дэниел Дей-Льюис). В ней действуют первоэлементы – огонь, земля, дерево, железо, и сталкиваются вневременные желания, эмоции, страсти. Но режиссер не изменил своей любви к большому формату. Первая реплика "Нефти" звучит на пятнадцатой минуте фильма – Андерсон предпочитает показывать, а не пересказывать.

То, что он показывает, – достоверные, пыльные, грязные, страшные и романтические 1920-е. Пустынные пространства Америки как будто мало изменились с того времени. Декорации "Нефти" были построены в Техасе среди настоящих скважин начала XX века. Некоторые кадры фильма были сняты оскароносным оператором Робертом Элсвитом на камеру "Пате" 1910 г. со специальным 43-миллиметровым объективом. В качестве образца, вплоть до отдельных кадров, Андерсон использовал "Сокровища Сьерра-Мадре" Джона Хьюстона, фильм о золотоискателях 1948 года.

"Нефть" – о лихорадке нефтяной наживы, о ее всепроникающем зле. В романах Эптона Синклера, калифорнийского писателя, склонявшегося к левым взглядам и состоявшего в переписке со Сталиным, сюжет всегда боролся с моралью и не всегда побеждал. Современность фильма Андерсона – в отсутствии явной, проговоренной по слогам морали. История противостояния нефтяного магната и религиозного фанатика, история построения бизнеса и разрушения семьи не укладывается в определения "нефть против религии" или "нефть как религия".

Самое многогранное, самое завораживающее в "Нефти" – это, разумеется, роль Дэниела Дей-Льюис. Все завязано на нем, как в кадре, так и вне его. Фильм мог бы вообще не получить финансирования, если бы британский актер отказался сыграть роль Плейнвью – героя, чья биография была основана на жизни нефтяного магната Эдварда Дохейни, а черты характера взяты у графа Дракулы. Но он согласился и готовился к этой бенефисной роли, в течение целого года совершенствуя акцент и манеру речи. Два с лишним часа Дей-Льюис почти постоянно присутствует на экране, становясь злее, жестче, безжизненней.

Многочисленные призы за эту роль увенчал "Оскар" – у остальных претендентов не было шансов, и даже Хавьеру Бардему повезло, что за игру в фильме "Старикам здесь не место" он был номинирован в категории "мужская роль второго плана".

В Британии "Нефти" первоначально присвоили прокатный рейтинг "детям до 12 под присмотром родителей". Прокатчики обратились в Бюро классификации и попросили поднять рейтинг – до "Дети до 15 не допускаются". И верно, "Нефть" – не детское кино. "Нефть" – большое кино, "Гражданин Кейн" нового века, но без инфантилизма Орсона Уэллса. Андерсон не склонен брать нахрапом, за его спиной весь опыт американских классиков, включая и Уэллса, и Хьюстона, и Джона Форда – представителей золотого века голливудской режиссуры.

Выбор читателей