Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Распорядившись о том, чтобы малый бизнес проверялся не чаще раза в год, президент России счел за благо повысить уровень ответственности за принятие соответствующего решения о проверке до уровня прокуратуры субъекта федерации. По мнению Дмитрия Медведева, эта мера позволит пресечь желание манипулировать такими проверками. Генпрокурор Юрий Чайка с инициативами президента согласен и в свою очередь обязуется создать при региональных прокуратурах общественные советы по защите прав малого и среднего бизнеса.
Первый шаг по привлечению широкой общественности к мониторингу административного надзора над предпринимателями Генпрокуратурой сделан уже в конце прошлой недели. На ее сайте был открыт специальный раздел, на котором в онлайн-режиме можно пожаловаться на действия проверяющих структур. Юрий Чайка заверил Дмитрия Медведева, что, если за обращением стоит конкретный гражданин, прокуратура организует проверку по заявлению. Надо полагать, возможность оперативного реагирования на коррупционные проявления будет стимулировать бизнесменов к большей открытости в адрес прокуратуры, а проверяющие структуры - к неменьшей ответственности и аккуратности.
Заинтересованность в расширении диалога между бизнесом и силовым ведомством проявляют обе стороны. Юрий Чайка обсуждал имеющиеся проблемы и перспективы их разрешения с руководством общероссийской общественной организации "Деловая Россия". Предприниматели предложили генпрокурору ввести еще одно новшество на сайте прокуратуры - открыть специальный реестр контрольных мероприятий. Идея "Деловой России" состоит в том, чтобы представители налоговых органов, пожарные или СЭС, прежде чем прийти с проверкой в компанию, регистрировались в реестре, оставляли информацию о проверяющих и о цели планируемого визита, получая взамен регистрационный номер. Таким образом, Генеральная прокуратура сможет отслеживать частоту и чистоту работы тех или иных уполномоченных для контроля над бизнесом органов во всех субъектах федерации.
У этой идеи есть и противники. Прежде всего, они указывают на необходимость внести соответствующие поправки в российское законодательство и официально установить ответственность прокуратуры за проверки предпринимательских структур. Оформление этого вопроса само по себе может затормозить работу всех заинтересованных ведомств.
Однако для реализации предлагаемых новаций, по мнению руководства "Деловой России", достаточно доброй воли президента. Надо полагать, эта идея способна привлечь внимание Дмитрия Медведева, поскольку эффект от ее реализации может проявиться на двух ключевых для нового президента направлениях - борьбе с коррупцией и содействии развитию предпринимательства . К тому же эта мера имеет большую практическую значимость для малого и среднего бизнеса, чем создание общественных советов при региональных прокуратурах. Конечно, информационные каналы связи с прокуратурой очень важны для предпринимательских кругов, но реально работающий контрольный механизм за проверяющими органами - более действенное оружие обороны.
Интерес бизнесменов к подобному сотрудничеству с прокуратурой вполне объясним и имеет сугубо практическую основу. Прокуратура - не только надзорный орган, но и государственный обвинитель при необходимости. "Деловая Россия" и другая общественная организация предпринимателей - "Опора России" - имеют давние партнерские отношения с Генпрокуратурой. Куда более скромными являются итоги общения последней с Российским союзом промышленников и предпринимателей, который неоднократно и всегда безрезультатно пытался заступаться за опальных коллег по крупному бизнесу. Бывший глава РСПП Аркадий Вольский в свое время, обращаясь к президенту страны Владимиру Путину, ставил под сомнение политическую и экономическую самостоятельность правоохранительных органов. Некоторым членам правления профсоюза крупного бизнеса и сегодня кажется, что время общественных организаций, объединяющих предпринимателей, ушло. Между тем латентный конфликт между бизнесом и властью остался.
Скорее всего, пессимизм членов РСПП объясняется именно этим. Государство декларирует преференции малому и среднему бизнесу и достаточно жестко ведет себя в отношении крупных собственников. В сложившейся системе отношений не поможет ни "книга жалоб" на сайте Генпрокуратуры, ни учреждение реестра проверок. Тем более что доверия к предлагаемым правилам игры крупные капиталисты не испытывают.
Вполне вероятно, малому и среднему бизнесу удастся добиться облегчения своей участи. Но пока проблем у них больше, чем достижений и надежд на постоянство со стороны власти. По крайней мере, гарантии со стороны прокуратуры тоже не внушают большого доверия.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт