Верность традициям

Небольшая, но элегантная экспозиция, открывшаяся в Государственном центре современного искусства, посвящена творчеству ныне действующего представителя московского андеграунда 1970-х Александра Юликова


ФОТО: Ncca.ru



Традиционное августовское культурное затишье приятно разнообразит небольшая, но элегантная экспозиция, открывшаяся в Государственном центре современного искусства. Выставка, организованная в рамках программы "Фестиваль коллекций современного искусства", посвящена творчеству ныне действующего представителя московского андеграунда 1970-х Александра Юликова.

Этот художник разительно отличается от коллег. Прежде всего, тем, что в отличие от большинства из них, живет и работает в Москве. Кроме того, на фоне многих своих современников, выставляющихся ныне в частных галереях, Юликов свои коммерческие связи не афиширует - его имя редко появляется в публичных галерейных проектах. С другой стороны, его произведения представлены в нескольких известных музеях мира, в том числе в собрании Людвига в Кельне, Русском музее и Третьяковской галерее. Это значительно упрочило статус "живого классика", который все чаще связывают с именем Александра Юликова.

Другое звание - "единственный русский минималист" - художник получил еще в годы застоя. Его стремление к абстракции, причем не отягощенной литературными и концептуалистскими аллюзиями, милыми сердцу русского художника, вылилось в искусство чистых форм, подчиненных лишь собственному внутреннему ритму. "В абстрактом искусстве между зрителем и произведением нет ни сюжета, ни предмета, ни литературы, ни истории, ни мифологии, ни социологии, ни психологии, ни каких-то других заслоняющих и отвлекающих барьеров. Ни автору, ни зрителю некуда спрятаться", - объясняет художник.

Сегодня, подобно многим выжившим и не расставшимся с ремеслом семидесятникам, Юликов явно испытывает определенные творческие проблемы. Это в первую очередь связано с тем, что мастер продолжает работать в технике живописи, более того, используя некогда традиционный симбиоз холста и масла, ныне оказавшийся пережитком прошлых столетий. В связи с очевидной смертью живописи как явления, участившиеся факты обращения заслуженных деятелей кисти к сопредельным видам искусства, прежде всего фотографии и видеоарту, объяснимы, но, как правило, не утешительны.

В нашу стремительную эпоху оставаться на гребне волны на протяжении десятилетий не так-то просто, учитывая, что и в более стабильные времена такое удавалось немногим. Тот факт, что Юликов не пытается "объять необъятное" и остается в рамках "своего стиля", сразу внушает доверие. Работы, созданные уже в XXI в.: "Покосившийся Мондриан", разрушающий стройную супрематическую сетку голландского художника, или "Черный квадрат", исполненной в пуантилистской манере, - попытка перевести старый мир на новые рельсы постмодернизма. Но все же кураторы проекта поступили мудро, включив в экспозицию и произведения 1970-х гг.: белые, красные и синие абстракции или композицию с красной тряпкой, напоминающей истерзанный пионерский галстук или огрызок красного знамени. Увы, зрители, не представляющие реалии советского бытия, едва ли смогут понять и оценить истинные достоинства этого маленького манифеста, столь актуального в 1974-м и столь непонятного в 2008 году.

Выбор читателей