Актуальное искусство просыпается осенью

Посетить все выставки, разом открывшиеся в первую декаду сентября, физически невозможно. Остается выбирать по двум основным признакам - качеству и количеству


ФОТО: Art4.ru



После неизбежного летнего затишья московские музеи и галереи стремятся наверстать упущенное время - чуть ли не каждый день на лучших выставочных площадках города открываются новые экспозиции, причем самого лучшего качества. Создается впечатление, что лето - чуть ли не единственное время, когда кураторы и менеджеры проекта могут основательно обдумать предстоящие проекты и подготовить их в более или менее спокойном режиме. Посетить все выставки, разом открывшиеся в первую декаду сентября, физически невозможно. Остается выбирать по двум основным признакам - качеству и количеству.

В число лидеров этого негласного соревнования, безусловно, попадает Музей актуального искусства ART4, ухитрившийся в течение недели открыть сразу две выставки. Экспозиция графики Алексея Сундукова знакомит с творчеством самобытного художника перестроечной эпохи, наивно эмигрировавшего на Запад в эпоху великого переселения художников 1990-х годов. То ли в советское время нашим графикам никто не сообщал, что отдельные представители загнивающего Запада тоже умеют пользоваться карандашом и красками, то ли бедолага решил, что он ничуть не хуже Булатова и Кабакова, но в поисках лучшей доли он покинул родные березки и растворился в заграничных просторах. Причем растворился в буквальном смысле и продолжал бы безвестное существование и по сей день, если бы добрый господин Маркин, упорно ищущий новых имен, не извлек этого автора из небытия и не водворил бы в залах своего частного музея.

Надо сказать, что сохранить самобытность мировосприятия Сундукову удалось и в Европе, и в Америке: его герои зачастую мрачны и неопрятны, как будто даже оказавшись в стерильных условиях буржуазного мира, художник видит и воспринимает только те декорации, которые напоминают родной совок. По мнению авторов выставки, художник "углубляется в фундаментальные исследования человеческой сущности", что, впрочем, не мешает ему одновременно углубляться в креативный опыт своих предшественников: Павел Филонов и Борис Свешников, Обри Бердсли, Иероним Босх и многие другие мастера разных эпох буквально оживают на листах этого талантливого рисовальщика, так и не сумевшего обрести свой неповторимый стиль.

Вторая выставка, открывшаяся в залах ART4, приурочена к семидесятилетию Игоря Вулоха - художника-абстракциониста, нонконформиста со стажем, выпускника Казанского художественного училища, прочно вошедшего в историю культуры московского андеграунда. Несмотря на то что в советские годы творчество этого мастера носило несколько альтернативный характер, в 1971 г. он был принят в Союз художников СССР. Сегодня счастливый юбиляр выражает свою гражданскую позицию крайне обтекаемо: "К своему поколению отношусь выборочно и независимо от ярлыка, которым наградила их пресса или другие ценители.

Абстракционисты, шестидесятники, нонконформисты, - все эти ярлыки условны". С другой стороны, нельзя не признать, что абстракции художника весьма далеки от распространенной схемы, заложенной еще великим Мондрианом, - в них часто отсутствует строгое геометрическое начало, но зато неизменно проступают загадочные биоморфные формы, благодаря которым его полотна воспринимаются как результат не изощренной игры ума, но своеобразного переживания природы. За это качество Игоря Вулоха справедливо считают одним из самых изысканных и артистичных живописцев своей эпохи. В экспозицию выставки вошло более сотни произведений мастера - из собрания семьи художника, из фондов Музея ART4.RU и других частных коллекций.

Выбор читателей