Запоздалый триумф

Возвращение великого концептуалиста всех времен и народов Илья Кабакова на историческую родину состоялось. Но то, что кажется шедевром ровесникам мастера, для молодого поколения может оказаться ненужным идеологическим хламом


ФОТО: winzavod.ru



На прошлой неделе столичный бомонд торжественно праздновал триумфальное возвращение великого концептуалиста всех времен и народов Ильи Кабакова на историческую родину. Возвращение, разумеется, исключительно творческое: сам художник уже 20 лет благополучно живет и работает в Нью-Йорке.

За эти годы ему - одному из немногих советских арт-эмигрантов - удалось не только завоевать прочное положение на международном художественном рынке, но и войти в историю мирового искусства ХХ столетия. Сегодня инсталляции Ильи Кабакова украшают экспозиции крупнейших музеев мира. Покорив Америку и Скандинавию, Лондон, Париж и все альпийские страны, этот мастер категорически отказывался делать проекты в городе, где прошла его молодость, и принципиально игнорировал все свои выставки в Москве, будь то коммерческие проекты известных галеристов или экспозиции музейных кураторов. Лишь дожив до глубоких седин, мастер смягчил свой суровый приговор - на 75-летний юбилей Кабаков торжественно вернулся к москвичам.

Разумеется, подобная акция замысливалась как феерическое событие, которое должно потрясти всю гуманитарную общественность. Наверное, самым логичным была бы масштабная экспозиция в Государственной Третьяковской галерее, которая расставила бы все точки над i, а главное - позволила бы представить творчество этого знакового мастера в полном объеме. Учитывая, что "перестроечное поколение" уже в своей стране художника не застало, такая ретроспектива была бы крайне своевременной. Прекрасным примером тому могла бы послужить и блестящая монографическая выставка Эрика Булатова в Третьяковке.

Однако, по неизвестным нам причинам, подобная выставка не состоялась. То ли сотрудники Третьяковской галереи сочли художника недостойным своих стен, то ли Кабакову пока рано думать о народной славе, но свое присутствие в городе мастер обозначил тремя проектами, лишь один из которых проходит в стенах музея.


Фото: winzavod.ru

Кстати, число три, как это водится, вызывает нездоровые ассоциации: в прошлом году именно таким образом - тремя одновременными экспозициями - отметил свой почетный юбилей Борис Мессерер. Своеобразный идеологический антипод Кабакова, всю жизнь занимавший почетное место в иерархии советской культуры, Мессерер, разумеется, отмечал свою годовщину с социалистическим размахом. Однако оказалось, что "маститый" художник и изгой-диссидент по прошествии нескольких лет мыслят одними категориями и, в сущности, похожи, как близнецы-братья. Разница только в том, что Мессерер своих именитых заказчиков и покровителей отчасти растерял, а Кабаков, наоборот, приобрел. И именно на них, на новых хозяев и новых покупателей, рассчитаны экспозиции на "Винзаводе" и в "Гараже".

Возможно, работая с художественными галереями, Илья Кабаков рассчитывал предстать перед московской публикой, прежде всего, как исключительно современный художник, глубоко актуальный и в наши дни? Но только проект "Ворота", представленный в ГМИИ им. А.С. Пушкина, был сделан в 2008 г. и, кстати, специально для московской ретроспективы, а все остальные проекты были созданы мастером в первое десятилетие эмиграции. Возможно, у него есть свои причины избегать лавров классика, однако положение живой легенды, не подкрепленное определенным базисом, крайне непрочно, и то, что кажется шедевром ровесникам мастера, может показаться молодому поколению ненужным идеологическим хламом.

Выбор читателей