Парниковые газы задушат российскую экономику

Далеко не все эксперты разделяют убежденность в том, что борьба с парниковыми газами решит проблему глобального потепления. Более того, скептики настаивают: Киотский протокол подрывает экономику страны




Далеко не все российские эксперты разделяют убежденность в том, что борьба с парниковыми газами решит проблему глобального потепления. Хотя "большая восьмерка" уделила этой проблеме значительное внимание, она фактически не приняла ни одного документа, ведущего ее решению, заявил академик РАН Юрий Израэль на состоявшейся накануне в Москве пресс-конференции, посвященной новым аспектам проблемы глобального изменения климата после саммита G8. "Весь диалог велся в рамках Киотского протокола и сводился к следующему: стабилизировать содержание парниковых газов в атмосфере на уровне, не представляющем опасности. А что такое уровень опасности, научно не обосновано. Вообще все принятые документы не имеют научного обоснования", – считает академик.

Напомним, по решению "восьмерки", к 2050 г. мировые выбросы парниковых газов должны снизиться на 50%. Однако, даже если допустить, что в потеплении виноваты исключительно парниковые газы, выполнение соглашений все равно не решит проблему. "По расчетам, чтобы остановить глобальные климатические изменения нужно снизить содержание газов в атмосфере до 85%. Даже если развитые страны доведут свои выбросы до нуля, цель не будет достигнута. Очевидно, что тут нужно участие развивающихся стран, а они этого делать не хотят", – поясняет Юрий Израэль.

Кроме того, полагают скептики, намерения G8 идут вразрез с интересами России, которая заинтересована в потеплении, поскольку в этом есть ряд плюсов – от расширения сельскохозяйственных районов до большей простоты добычи сибирской нефти. Но есть и другая сторона вопроса: "Мы участвуем в Киотском договоре только с точки зрения поддержки духа мирового сотрудничества. То, что он не решает проблему потепления – полбеды. Для экономики он просто вреден. Ведь что такое ограничение выброса СО2? Это ограничение экономического развития", – считает руководитель группы экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко.

Именно поэтому Россия заявила о своей особой позиции: к 2050 г. на 80% снизить выбросы нереально, только на 50%. Хотя и эта цифра выглядит весьма сомнительной. Дело в том, что развивающиеся страны, такие как Китай и Индия, активно влияют на мировую общественность, обязывая развитые страны все больше сокращать выбросы парниковых газов. Это дает им возможность торговать квотами, предусмотренными Киотским договором, и подразумевают огромные штрафы в их пользу. Но даже выполнение уже принятых соглашений может оказаться убийственным для экономики России: "Это ограничение на экономический рост: колоссальное снижение спроса на уголь, нефть, газ. Негативнее рыночные ожидания, связанные с принятием таких решений уже сейчас ощущает на своем кошельке наш ТЭК. Это барьеры для российского экспорта углеводородов. Нам просто закроют границы. Мы превратимся в доноров Китая и прочих стран. Как результат – социальный и экономический коллапс", – рисует апокалиптическое будущее Сергей Рогинко.

Выбор читателей