Экономику промоют от нефти

Власть готова рисковать вместе с бизнесом, софинансировать инновационные проекты. Пока только в рамках Сколкова, потом будут и другие проекты


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Построение инновационной экономики является одной из главных целей начатой в стране модернизации. О перспективах инноваций в современных российских условиях мы беседуем с председателем "Деловой России" Борисом Титовым.

"Yтро": Во время встречи с Владиславом Сурковым, посвященной запуску иннограда в Сколкове, вы сказали, что появление российского аналога Силиконовой долины позволит перейти от управления инновациями в ручном режиме к более прогрессивному механизму. Как, на ваш взгляд, он должен выглядеть?

Борис Титов: В идеале нужно говорить о среде, которую должно формировать государство, режиме наибольшего благоприятствования, который должен предоставляться инновационным проектом по умолчанию. Сейчас в России архисложно получить финансирование под инновационные проекты, даже через Российскую венчурную компанию. Вернее, так: за 25% финансирования нового проекта вы вынуждены будете отдать контрольный пакет. Такие условия для бизнеса самоубийственны.

Кроме этого, есть еще проблемы доступа к инфраструктуре, административные барьеры. Большинство инновационных проектов сейчас банально тонут в согласованиях и разрешительных процедурах. Приведу пример из собственной практики: компания, совладельцем которой я являюсь, сейчас занимается развитием производства базальтопластика. Это новый и очень перспективный материал. Для этого производства нужно уникальное оборудование – печь, переплавляющая базальт. Мы очень долго не могли ее запустить, поскольку, чтобы получить сертификат, необходимо было показать ее в действии. А для этого нужен был газ, к которому нельзя подключить несертифицированное оборудование.

Сейчас в нашей стране нет условий для развития инноваций. Те предприниматели, которые стремятся их внедрять, в основном, теряют, а не зарабатывают на этом. Есть, конечно, ряд проектов – буквально единицы, – которым дан "зеленый свет" сверху. Вот это и называется ручным управлением, на смену которому должен прийти внятный механизм государственной поддержки инноваций – механизмы налоговых льгот, кредитования, упрощенные разрешительные механизмы и т.п. Нужно создать климат, а прорастать в нем будет то, что окажется востребовано рынком.

Первым шагом к созданию такого механизма, надеюсь, станет совет инновационных партнерств, который мы сейчас создаем. Это орган, в который войдут представители российских и зарубежный компаний, заинтересованных в развитии инновационных проектов, и представители властных органов. В рамках его деятельности и будут предлагаться и вырабатываться меры поддержки инноваций системного характера. Мы предложили эту идею Суркову, и он с ней согласился.

"Y": Какое впечатление сложилось у вас по результатам встречи? В России действительно пытаются делать ставку на инновационную экономику?

Б.Т.: Я бы сказал иначе – ставка делается на развитие в России диверсифицированной, умной экономики, локомотивом которой, конечно, должны быть инновации.

Сегодня у власти, наконец, сформировалось понимание: мы зависим от цен на нефть, и это делает нашу экономику уязвимой. Поэтому критически важно развивать новые проекты. Проекты, которые позволят нам выйти на внешние рынки. Которые позволят нам решить внутренние задачи, например, обновление технических фондов. Проекты, которые создадут новые источники дохода для всей экономики.

На встрече с Сурковым мы услышали главное – власть готова рисковать вместе с бизнесом, софинансировать инновационные проекты, брать на себя определенную часть риска. Пока только в рамках Сколкова, потом будут и другие проекты. Считаю, что это вполне убедительная демонстрация политической воли и того, на что делается ставка.

"Y": Совместимы ли вообще серьезные инновации с сырьевым форматом российской экономики?

Б.Т.: Вы знаете, я противник сырьевого формата, я убежден, что нам нужно от него уходить. И причина здесь не только в колебаниях нефтяных цен. Для обслуживания сырьевой модели достаточно 20 – 30 миллионов человек. Таким образом, все остальное население нашей страны оказывается за ее бортом, государство вынуждено создавать гигантское количество малоэффективных, низкооплачиваемых рабочих мест, чтобы заткнуть социальную дыру. Чтобы эту ситуацию переломить, необходимо создание в стране сотен и сотен производственных предприятий – и инновационных, и традиционных.

Правда, как заметил Сурков, сырьевая отрасль – одна из наиболее технологичных и наукоемких, и не нужно противопоставлять одно другому. И это в большой степени справедливое замечание. Сырьевой сектор действительно может обеспечить спрос на инновации. Но справедливо и другое: мировая экономика развивается по инновационному сценарию, одно из ключевых направлений которого – альтернативные источники энергии. Со временем спрос на альтернативную энергетику будет только расти, а традиционное сырье будет все менее и менее востребовано.

К счастью, сейчас государственная политика нацелена именно на уход от сырьевой модели.

"Y": Каковы ваши ожидания в части проекта Сколково?

Б.Т.: Вполне оптимистичные. У Сколкова есть все шансы стать первым инновационным оазисом. В его успехе заинтересована власть, заинтересовано и предпринимательское сообщество: во время нашей встречи с Сурковым некоторые представители "Деловой России" изъявили желание стать будущими резидентами иннограда. Так что, думаю, вероятность успеха этой инициативы весьма высока. Впоследствии же опыт Сколкова можно будет распространить по всей стране.

Несырьевой бизнес возлагает на этот проект значительные надежды. Задача-максимум – обеспечить доведение инноваций, что называется, до станка – чтобы наши разработки и проекты не уходили на Запад, а воплощались в жизнь здесь, у нас.

В этом плане лучшее решение – развитие инновационных партнерств полного цикла, ориентированных на создание и капитализацию оригинальных российских брендов с привлечением опыта и технологий из-за рубежа. Такие примеры уже есть. В частности, НИПК "Электрон" совместно с компанией Philips ведет разработку продуктов, которые будут выпущены на рынок под двойным брендом. Сколково может стать прекрасной базой для развития именно таких партнерств. И именно поддержка таких проектов станет приоритетом работы совета инновационных партнерств.

"Y": Способно ли Сколково оградить российскую научно-внедренческую среду от типичных проявлений современной околонаучной жизни: коррупция, лоббирование, продвижение "своих" проектов, всевозможных "петриков" и т.п.?

Б.Т.: Ваш вопрос следует разделить на две совершенно разные части. Речь идет о проблемах разного порядка. Коррупция – это одно, вопрос о "петриках" – совершенно другое.

Что касается первого, думаю, определенные защитные механизмы будут заложены в юридическую базу, которая сейчас формируется для обеспечения жизни иннограда: в наших условиях коррупция чаще всего возникает там, где есть избыточное количество норм, которые просто физически невозможно соблюсти. В случае со Сколковом эта нагрузка снимается.

Что касается второго момента – вопроса продвижения, скажем так, сомнительных, с точки зрения ортодоксальной науки, разработок, – то я не вижу необходимости создавать здесь какие-то дополнительные механизмы защиты, они и так достаточно развиты. История знает немало примеров, когда прорывные изобретения и идеи подвергались жесткой критике, если не сказать травле, со стороны научного сообщества. Вспомните хотя бы как Илизарова, который придумал аппарат, позволявший в разы сократить сроки лечения переломов, в свое время обвиняли в "слесарном" подходе к хирургии. Я уж не говорю о том, как хоронили целые отрасли – генетику и кибернетику – и к каким последствиям это привело.

Так что кого от кого нужно ограждать – вопрос спорный.

"Y": Как вы думаете, могут ли прикладные научно-технические инновации генерироваться в недрах и с подачи самого российского бизнеса? Естественно, полностью за его счет, без привлечения государственных денег?

Б.Т.: Не просто могут, а должны и будут. Двигателем инноваций должна быть только частная инициатива, и именно бизнес должен формировать основной на них спрос. Конечно, есть стратегические отрасли, такие как ВПК, где заказчиком инновационных разработок должно выступать исключительно государство. Во всем остальном это бизнес. Еще раз повторяю: мы готовы вкладываться в инновационные проекты, готовы рисковать. Но нужен адекватный механизм, который выровняет ситуацию. Например, в Китае совместные предприятия с технологическим участием зарубежных компаний освобождаются от налогов на десять лет. Вот и нам нужны такие механизмы, нужна продуманная система налоговых стимулов. К таким стимулам может относиться, например, льгота по налогу на имущество, льгота по налогу на реинвестированную прибыль, частичное возмещение затрат на НИОКР за счет сокращения налоговых выплат.

Эти механизмы нужны повсеместно, не только для отдельно взятого Сколкова, но пусть они хотя бы там для начала будут созданы.

"Y": Инновации требуют долгосрочных инвестиций, рассчитанных на десятилетия, тогда как значительная часть бизнеса не готова заглядывать дальше трех-,четырехлетнего горизонта. Получается, что все долгосрочные инновации выходят за его диапазон охвата?

Б.Т.: Горизонт планирования у нас в среднем действительно намного меньше, чем в Европе или США. Причин здесь много: это и проблема "длинных денег", долгосрочного кредитования, которого у нас фактически нет, и административные барьеры, и рейдерство, и произвол чиновников, и неоправданно высокие тарифы естественных монополий, и налоговые издержки. Чего стоит одна только реформа ЕСН: 34% – это непомерная ставка, убийственная для несырьевего бизнеса. Мы даже предлагали в шутку на Генсовете "Деловой России": давайте выступим за ЕСН 78%, потому что нам все равно, 34% или 78% – работать мы при этой ставке не сможем.

Какие-то проблемы, однако, решаются. Недавно вступили в силу поправки в УК и УПК, направленные на усиление правовой защиты бизнес-деятельности: это отмена статьи "Лжепредпринимательство", фактический запрет на использование взятия под стражу в качестве досудебной меры пресечения для обвиняемых в экономических преступлениях и т.д. Большая часть поправок была предложена нашей организацией, и здесь мы получили поддержку президента. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится антирейдерский пакет законов, предложенных президентом, и он уже принят в первом чтении.

Можно сказать так: сейчас мы видим движение навстречу бизнесу. Понятно, что проблем много и враз они решены не будут. Но если даже сегодня находятся предприниматели, готовые вкладываться в инновационные проекты и развивать их, то по мере улучшения условий их число будет только расти.

Выбор читателей