Покупатели жилья перестали клевать на "разводки"

Кризис остановил ценовую истерику в недвижимости. Покупатели, даже имея деньги, уже не готовы покупать забор и непонятную бумажку вместо договора. Однако, похоже, застройщики еще не осознали изменений


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В связи с характером работы мне постоянно приходится отслеживать цены на недвижимость. А тут знакомая вознамерилась купить подмосковную новостройку, и я порекомендовала район, где сама покупала квартиру для мамы. Зашла на сайт застройщика, показала ей цены... что такое? Цена "однушки" с 3 млн руб. снизилась до 2,6 млн с небольшим. Падение более 10%, однако. При том, что в начале продаж цена всегда ниже, так как ничего еще не построено. Да и пришлось это начало продаж у застройщика на лето – то есть на "мертвый сезон". Замечу, что цены на аналогичные новостройки за это же время выросли повсеместно где-то на 3%.

"Да ты что, разве не знаешь, что покупать у этого застройщика нельзя? – удивилась моя коллега, пишущая о недвижимости. – Он долгосройщик".

"Долгостройщик" – новое слово в русском языке, которое появилось, увы, не от хорошей жизни. Есть еще "кидальщик" – это когда застройщик вообще не собирается ничего достраивать или даже и не начинал стройки, а сразу смылся с деньгами на Канары. А "мой" застройщик, он по-своему честен. "Строит долго, но никого не кидал", – пишут о нем на форумах подмосковного города. Еще недавно эта характеристика означала, что покупать надо непременно – не кидает же, достраивает, хоть и не за обещанный год, а за пять... Я и не заметила, как времена изменились. И теперь на форумах рекомендуют других застройщиков, чьи квартиры строятся в обещанные сроки или вообще продаются уже построенными – благо цены при этом, в абсолютном выражении, ненамного выше.

"А что вы хотите, на рынке предложение опережает спрос, конкуренция высока, покупатели не торопятся, выбирают придирчиво", – пожал плечами в ответ на мое недоумение знакомый риелтор. Что ж, рецепт повышения качества через конкуренцию не нов. Однако до сих пор в нашей стране он выписывался редко. Особенно – в строительстве. И главное – я не могу вспомнить случаев, когда репутация столь явно обретала совершенно конкретную цену в рублях.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: кризис остановил ценовую истерику в недвижимости. Покупатели, даже имея деньги, уже не готовы покупать забор и некую бумажку вместо договора. Однако, похоже, застройщики еще не осознали изменений.

Так, несмотря на вступление в силу запрета продавать квартиры иначе, чем по известному закону ФЗ-214, застройщики коттеджных поселков, в которых я подыскиваю жилье, поголовно предлагают заключить сначала предварительный договор.

"Договор купли-продажи заключим, когда будет внесена вся сумма", – монотонно твердят их менеджеры. "Но я собираюсь внести всю сумму сразу". – "Нет, вначале вы внесете 50%..." – "Но мне удобнее заплатить сразу все и заключить нормальный договор!" – "Нет, вначале предварительный договор..."

Этот диалог с небольшими вариациями повторяется постоянно. А между делом менеджеры жалуются, что продажи идут не очень. Что зависит это не только от бедности покупателей, но и от жуликоватости предлагаемых схем сделки, признавать они упорно не хотят.

Мне кажется, что причина такого упрямства проста: они ждут. Почему-то все согласны, что цены на недвижимость сейчас рванут вверх и покупатели "все схавают". Но обратите внимание: цены уже растут. И продажи тоже растут. Во многом благодаря ипотеке, которую правдами и неправдами власти через госбанки и госпрограммы усиленно продвигаю в массы. Все растет, а покупатель не "хавает". Почему? Мне кажется, потому, что он потерял иллюзии о вечной ценности жилья. Вернее, не жилья, а своеобразного "дериватива по-русски" – договора соинвестирования, векселя, любой бумажки, на которой написано, что когда-нибудь за нее можно будет получить квадратные метры. Вначале шквал обманутых дольщиков, затем кризис, когда многим пришлось платить банкам за так и не построенные квартиры, затем и сами банки, даже против воли правительства, перестали кредитовать новостройки – за исключением тех немногих, что строятся на их деньги и под их контролем. А векселя и всякие предварительные договоры только благодаря сверхусилиям властей не превратились в клочок бумажки для дачного сортира. Набегавшись по митингам, инициативным группам и собраниям в местных администрациях, покупатели жилья стали подозрительными и недоверчивыми. Они дотошно выясняют историю прежних проектов застройщика, носят договоры на консультации к юристам и не верят обещаниям. Потому что иллюзии – это такое дело: после потери не возвращаются. Так что пора "долгостройщикам" исправлять репутацию. Чтобы не протянуть ноги.

Выбор читателей