Мастер и Маргарита Юрия Кары победили чертовщину

Экранизация самого таинственного романа XX века выходит в широкий прокат спустя 17 лет после завершения съемок. Создателям картины пришлось пережить потопы, атаки обнаженных статисток и судебные иски наследников Булгакова




Любителей кино ожидает долгожданная премьера, приуроченная к 120-летию писателя Михаила Булгакова. В марте 2011 г., спустя 17 лет после окончания съемок, на широкий экран выйдет фильм "Мастер и Маргарита" режиссера Юрия Кары.

В 1990-е гг. картина так и не увидела свет из-за разногласий между режиссером и продюсерами. Позднее об авторских правах на самый известный роман Булгакова заявили потомки последней жены писателя Елены Шиловской, что еще более осложнило выход фильма в прокат.

Роль Воланда в фильме Кары исполнил Валентин Гафт. Роль Мастера - Виктор Раков. Маргаритой стала Анастасия Вертинская, несмотря на то что в ту пору ей было почти 50 лет. "Почему я выбрал Вертинскую? Как говорит Коровьев, кровь, порода", - рассказал впоследствии режиссер.

Для популярнейшего ныне актера Сергея Гармаша роль Ивана Бездомного стала первой в кино. Александр Филиппенко, которому в сериале Владимира Бортко 2006 г. досталась роль Азазелло, у Кары сыграл Коровьева-Фагота.

Как вспоминают создатели фильма, трудности сопровождали их с первого дня съемок и порой носили мистический характер. К примеру, когда снимали одну из сцен в саду "Эрмитаж", оказалось, что в том месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления, и пленки плавают в кипятке. По первоначальному замыслу, сцены с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри собирались снимать в Крыму. Декорации древней Иудеи соорудили в знаменитой Судакской крепости. У ее стен для массовки собрали сотни военных в соответствующих времени костюмах. В съемках также участвовали цирковые верблюды и ослы. Однако перед съемками оказалось, что оператор отсутствует и, мало того, не привезли пленку. В довершение бед киногруппы в октябре выпал снег - явление для Крыма чрезвычайно редкое, а для Иудеи невозможное. Из-за множества неприятностей съемки много раз останавливались или переносились в другое место.

Что же касается голой массовки, дело доходило до анекдота, вспоминает режиссер: "Девицы валили толпами. В комнаты, где сидели трое ассистентов, заводили девушек десятками, говорили: "Раздевайтесь!", выбирали двух - трех с нормальными фигурами, остальных выпроваживали. Но не все оказалось просто. Когда мы снимали бал в загородном имении Шереметевых, километрах в 40 от Москвы, ночью забракованные по причине несовершенства фигур дамы приезжали туда и, пользуясь общим хаосом, раздевались в кустах и бежали сниматься. А потом требовали деньги".

Многие эпизоды снимались именно в тех местах, которые описывал Булгаков. Например, особняк Маргариты находился в самом центре Москвы, на Остоженке. А подвальчик Мастера - это дом №9 в Мансуровском переулке, в котором жил друг Булгакова, драматург Сергей Ермолинский. Сцены "романа в романе" после неудачной попытки в Крыму были перенесены в израильскую пустыню на жару в +50°С .

Юрий Кара чрезвычайно бережно отнесся к тексту книги и в авторской версии фильма, которая составляет три с половиной часа, сохранены практически все сцены, описанные в романе. В прокате же длительность фильма составит два часа.

Выбор читателей