Оптический обман помогает завести семью

Австралийская птица-шалашник пользуется хитрым оптическим обманом, чтобы завлечь самку. Они строят конструкции из веток, на фоне которых выглядят великанами, благодаря эффекту форсированной перспективы




Когда в мире животных встает вопрос о продолжении рода, то самцы пускаются на всевозможные ухищрения, лишь бы привлечь самку. Кто-то демонстрирует свою физическую силу, вступая в поединок с другими ухажерами. Кто-то пытается добиться расположения благодаря красоте своего наряда, дефилируя перед потенциальной партнершей. Австралийские птицы-шалашники в этом отношении действуют оригинальней всего: они строят домики из веток, чтобы завоевать сердце дамы. Но все не так просто, хитрые архитекторы умело пользуются оптическим обманом, чтобы казаться самкам более привлекательными.

Птицы-шалашники обитают только в лесах Австралии и Новой Гвинеи. Свои сооружения они строят на земле. Конструкция представляет собой две параллельные стены длиной до 60 см, сложенные из веток, которые сверху соединяются между собой. Получается продолговатый шалаш, за что птицы и получили свое название. Пространство перед постройкой они выстилают камнями, раковинами моллюсков и костями. Поверх камней кладутся цветные лепестки или кусочки фруктов. Могут использоваться для этой цели и всевозможный мусор: пробки, стеклышки, пластмассовые обломки.

Самое удивительное в этих постройках - принцип, по которому выбираются материалы. Ученые заметили, что камни и цветные элементы располагаются не в произвольном порядке, а выполняют четкую функцию. Объекты размером побольше шалашник выкладывает позади шалаша, а мелкие камушки и косточки перед постройкой. Этим он добивается создания хитрой оптической иллюзии, которая называется форсированной перспективой. Благодаря ней создается эффект, будто все камни одно размера.

Казалось бы, для чего птицам использовать такой архитектурный прием? И ответ ученые нашли, когда взглянули на это с точки зрения самки, причем буквально. Брачный ритуал проходит у шалашников следующим образом. Самка становится в центр постройки, а самец стоит на другом ее конце и демонстрирует ей свои сокровища: те самые цветные объекты, лежащие поверх камней. С того места, где стоит самка, кажется, будто кавалер намного больше своей постройки. Форсированная перспектива зрительно увеличивает их размер, поскольку они выделяются на однородном фоне каменной подстилки.

Австралийский орнитолог Джон Эндлер решил проверить пернатых архитекторов. Он перемешал камни, нарушив распределение по величине. К его удивлению, шалашник через три дня восстановил исходный порядок: крупные - позади, мелкие - спереди.

Ученый полагает, что игра с цветом тоже неслучайна. Самец лучше выделяется на фоне однообразной черно-белой гамме, которую создают камни, кости и мусор. Это заставляет самку обратить на него внимание. Кроме того, всякие пестрые вещицы, которыми он пытается привлечь даму, зрительно становятся ярче на этом фоне. А именно по качеству украшения жилища самки оценивают потенциальных партнеров для спаривания. Те, чьи шалаши оказываются более правильной формы, а убранство площадки перед жилищем самым привлекательным, могут рассчитывать на семейную жизнь.

На данный момент неизвестно, как шалашники научились искусству оптической иллюзии. Исследователи предполагают, что это стало результатом проб и ошибок. У своей постройки самцы проводят до 78% времени, перекладывая объекты с места на место. Согласно другой гипотезе, это знание передается по наследству или являются результатом обучения.

Выбор читателей