Времени на переформатирование экономики осталось немного

России нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. То есть, по сути, стране нужна новая индустриализация




На днях Владимир Путин выступил с программной статьей, в которой детально проанализировал состояние российской экономики и поставил перед ней множество взаимосвязанных и логически вытекающих из настоящего положения вещей задач и целей.

Можно сказать, что это наиболее правый взгляд на экономические проблемы страны среди всех представленных кандидатами в президенты России на данный момент. Главное в идеях премьера – четко декларированный поворот от сырьевой модели развития к несырьевой, к развитию реального сектора экономики. Весьма важным представляется и то, что он прямо увязывает развитие инноваций с их внедрением на отечественном производстве, о чем мы довольно часто говорим в последнее время. Фактически речь идет о воплощении в жизнь плана новой индустриализации. Учитывая вступление страны в ВТО, принципиально, что политика новой индустриализации будет проводиться в условиях вовлеченности России в систему глобального рынка, что ставит совершенно определенный набор задач, требующих решения.

В частности, Путин указывает на то, что в процессе рыночной, во многом – стихийной трансформации экономики выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные прежде всего экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. Он прямо говорит о том, что страна пережила масштабную деиндустриализацию, и что такая экономика не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния. России, и с этим тезисом невозможно не согласиться, нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством.

Но, развивая такую экономику в глобальном контексте, нельзя рассчитывать на протекционистские ресурсы. Таким образом, главная задача – привлечение в страну инвестиций.

Каждый инвестор, рассматривая возможность вложения средств в ту или иную страну, оценивает две вещи: насколько выгодно и насколько безопасно вести там бизнес. То есть нам нужно предпринять меры, с одной стороны, повышающие конкурентоспособность нашей юрисдикции, а с другой – защищающие инвесторов. Необходимо оградить бизнес от коррупции и административного произвола. Это – критичное условие конкурентоспособности нашей инвестиционной среды.

По обоим этим направлениям кандидат в президенты предлагает предпринять ряд конкретных шагов. В частности, это меры в сфере налоговой политики – налоговый маневр, предполагающий, что нагрузка на сырьевые сектора не будет увеличиваться. Такое условие диктует задача диверсификации экономики. Резерв роста налоговых поступлению в бюджет Путин видит в таких направлениях, как дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей – в тех секторах, где он в настоящее время занижен.

Таким образом, концептуально выбрано правильное направление – смещение налоговой нагрузки с производства на потребление, прежде всего – на престижное потребление. При этом указывается, что основные решения в этом направлении будут приняты уже в текущем году и вступят в силу в следующем.

Но просто не повышать налоги на несырьевые сектора – недостаточная мера. Нагрузку на промышленность можно и нужно понизить, а именно: основные налоги на производство – НДС, налог на прибыль, социальные выплаты – установить пропорционально 15% – 15% – 15%. Это что касается индустрии. Малый бизнес вообще целесообразно вывести из под налогообложения и перевести на патентный принцип – купил патент на год и веди бизнес.

Еще одна важная предложенная Путиным мера – передать экономические дела в введение арбитражных судов, ввести презумпцию добросовестности бизнесмена и ориентировать идеологию контроля за бизнесом на то, что создание условий для развития законопослушного бизнеса – в приоритете по отношению к рискам, связанных с недобросовестным поведением.

Глава правительства заостряет внимание на том, что необходимо демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов, а также исключить из уголовного законодательства рудиментарные зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Предлагается, в частности, следующая мера: экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Это давно назревшее решение. Но опять-таки, нужно пойти дальше. Есть и неэкономические статьи, по которым "кошмарят" бизнесменов, прежде всего, статья 159 УК "Мошенничество". В нынешней редакции ее надо отменять и принимать новую, более детализированную. Плюс к этому – полная амнистия всем осужденным за экономические преступления и по 159-й статье.

Отдельная острейшая проблема нашей экономики – коррупция. И хорошо, что эта проблема, в том числе и в части откатов, поставлена столь конкретно. Обозначая необходимость жесткого контроля за стоимостью и качеством строительства, государственных закупок, Путин прямо указывает на то, что государство должно ликвидировать откаты при использовании государственных денег и решение этой задачи позволит экономить от 5% до 10% годового бюджета страны.

Однако необходимо понимать – за констатацией проблемы должны следовать четкие, конкретные, быстрые и решительные действия. Речь идет не о показательных процессах, а о создании механизмов, гарантирующих прозрачность госрасходов, и в том числе – неотвратимость ответственности при злоупотреблениях.

Подчеркну еще раз – все эти решения должны приниматься взвешенно и продуманно, но с максимальной оперативностью. Времени на переформатирование экономики очень мало.

Выбор читателей