Названа автомобильная столица России

Приморье почти вдвое обогнало Москву и Санкт-Петербург по количеству машин на душу населения. Аналитики считают, что это связано не столько с уровнем доходов, сколько с доступностью дешевых иномарок в транзитных регионах


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российские регионы, как выяснилось, отличаются по количеству машин на душу населения в пять раз. При этом доходы местных жителей и наличие поблизости автосборочных заводов играют не очень заметную роль, и даже богатые столицы сильно отстают по числу автомобилей от регионов-лидеров. Единственно важной причиной тому является транзит иномарок.

В среднем, на тысячу россиян приходится 249 легковых автомобилей - такие данные приводит "Независимая газета". Но если в Приморье на тысячу жителей приходится 580 легковушек, то в Ингушетии, Тюменской и Ивановской областях их количество в четыре - пять раз меньше. При этом в европейской части России на тысячу местных жителей приходится 246 легковых автомобилей, а за Уралом - 256. В Москве на тысячу человек приходится 299 автомобилей, в Московской области - 307, а в Санкт-Петербурге - 288.

Жители центра страны по обеспеченности личным автотранспортом уступают Дальневосточному и Северо-Западному федеральным округам - 272 автомобиля на тысячу жителей против 276 и 329 легковушек соответственно. Далее, в порядке убывания, следуют Уральский (259), Южный (250), Сибирский (231), Приволжский (222) и Северо-Кавказский (171) федеральные округа. В Нижегородской (211) и Самарской (255) областях показатели автомобилизации отстают от Астраханской (291) или Орловской (295) областей.

Лидерами по уровню автомобилизации оказались транзитные регионы, куда привозят множество дешевых европейских или азиатских иномарок. Так, в Приморском крае на тысячу жителей приходится 580 автомобилей, на Камчатке - 428, в Калининградской и Мурманской областях - 309 и 327 соответственно.

Что примечательно, наличие автосборочных предприятий на территории региона не сильно влияет на уровень автомобилизации его населения. "Это обусловлено тем, что, в основном, такие производства создаются в проблемных с экономической точки зрения регионах. Соответственно, перед людьми тут стоят куда более насущные проблемы, нежели покупка автомобиля", - такой вывод делает аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин.

По мнению сотрудников аналитического центра "АльфаСтрахование", подготовившего отчет на основе данных Всероссийской переписи населения 2010 г., эти цифры во многом указывают на уровень доходов населения в разных частях страны. "Показатель обеспеченности автомобилями отражает уровень доходов населения в подавляющем большинстве регионов России. Корреляция со среднедушевыми доходами наблюдается более чем в 80% российских регионов", – сказал на этот счет глава аналитического центра Кирилл Варламов.

Впрочем, другие эксперты предпочитают связывать уровень автомобилизации не с доходами граждан, а с доступностью личного автотранспорта. "Однозначно увязывать обеспеченность автомобилями с уровнем доходов населения нельзя, так как стоимость машин сильно разнится и падает по мере удаленности региона от центральной части России, - пояснил свою позицию гендиректор компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. - Подержанная "Тойота" может стоить в разы дешевле, чем авто российского производства, при том что обе машины по своим техническим характеристикам имеют примерно одинаковую потребительскую ценность. Что касается обеспеченности населения автомобилями в конкретном регионе, она зависит, прежде всего, от ценовой доступности и потребительского спроса".

Эта точка зрения вполне объясняет, отчего лидерами по автомобилизации являются те регионы, которые наиболее активны в импорте дешевых подержанных машин. Наибольшее количество легковушек зафиксировано в российских портах на Камчатке, в Мурманской и Псковской областях, куда зарубежным поставщикам максимально удобно и выгодно поставлять машины из Балтии. В этих же регионах происходит и первичная регистрация, после чего машины перепродают и перевозят в другие точки страны.

Выбор читателей