Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
"Боинг-787" Катарских авиалиний в Фарнборо. ФОТО: AP |
Началось с того, что многие российские участники салона до самого последнего дня – 6 июля – не могли получить британские визы. Причины этого до сих пор остаются неизвестными, хотя предположений в прессе высказывалось много. В конце концов, визы получили все, но нервов нашим участникам английские дипломаты попортили немало.
Еще одному претенденту на посещение Фарнборо – пилотажной группе "Русские витязи" дорогу на авиасалон закрыли уже не злобные англичане, а родные чиновники. Мастерам высшего пилотажа, летающим на истребителях Су-27, почему-то не выдали лицензию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС). А без нее нельзя вывозить за рубеж военную технику. Почему так получилось? Это тоже большая тайна. Хотя, по мнению посвященных, виновата во всем элементарная нерасторопность чиновников Минобороны, Рособоронэкспорта и ФС ВТС.
Отличились и чиновники Роскосмоса. Генеральный директор и генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы" (РКС) Юрий Урличич не попал в Лондон из-за того, что он (по мнению чиновников "Роскосмоса") имеет доступ к гостайне. Более того, из-за этого ему в течение пяти лет запрещено покидать Россию. Злопыхатели утверждают, что это месть главы Роскосмоса Владимира Поповкина за критические замечания в адрес его и его ведомства после того, как Поповкин попал в больницу с травмами головы и ряд сотрудников РКС призвал его уйти в отставку.
За этими скандалами летная и выставочная часть салона в Фарнборо для большинства россиян, исключая ярых фанатов авиации, просто потерялась. Между тем, в нем участвовало более 1300 экспонентов из 35 стран. Традиционно "бодались", но уже не так яростно, как раньше, Boeing и Airbus, причем первый победил со значительным преимуществом. Американская компания положила в свой портфель твердые заказы на почти 400 "Боингов" разных марок. В общей сложности Boeing заключил на авиасалоне контракты на $37 млрд; Airbus отстал почти вдвое: сумма его контрактов составила $16,9 миллиарда.
Российских производителей самолетов на Фарнборо настиг очередной удар. Малоизвестная малазийская компания Crecom Burj Bhd, которая стала стартовым заказчиком перспективных российских среднемагистральных самолетов МС-21, без всяких причин отказалась от твердого контракта на закупку 50 таких машин. Новых контрактов по этому самолету на салоне подписать не удалось.
Следующим ударом стал отказ "Армавиа" от приобретения второго самолета Sukhoi Superjet 100. Вместо российских самолетов армянская авиакомпания планирует закупить лайнеры производства Airbus и Boeing.
Впрочем, праздник, пусть и небольшой, случился и на российской улице. Относительным успехом российского авиапрома можно назвать подписанное лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Сo" (ИФК) соглашение с панамской South America Aircraft Leasing, которое предполагает поставку трех украинских пассажирских самолетов Ан-148 и опцион на поставку 12 Ан-148 и Ан-158 (российского и украинского производства) на сумму около $420 миллионов.
Авиакомпания "ЮТэйр" подписала твердый контракт на приобретение 20 самолетов Airbus A321 на сумму более $2 миллиардов. Поставки этих лайнеров предполагается начать в следующем году. Но и здесь не обошлось без ложки дегтя. Генеральный директор "Ютэйр" Андрей Мартиросов почему то не приехал на салон и не присутствовал на объявлении о контракте. Может, и ему не дали визу?
Тихо и незаметно прошла мировая премьера нового российского учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-130, хотя, по оценкам российских аналитиков, потребность ВВС России в УТС оценивается в 250 единиц, а потребность мирового рынка в десять раз больше.
Дело в том, что отечественный УТС уже сегодня конкурирует с британским самолетом Hawk и итальянским Aermacchi М-346 Master. Самое интересное, что М-346 является братом-близнецом или даже клоном российского самолета. В свое время Як-130 начали разрабатывать совместно с итальянской компанией Aermacchi. По ряду причин совместная разработка была остановлена, и каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолета. В результате появились два похожих друг на друга УТС – Як-130 и М-346, спроектированный на базе Як-130Д. Однако на "итальянце" установлены западные двигатели и оборудование. На нашем Яке все отечественное. Предварительная стоимость Як-130 превысит $15 миллионов.
Тем не менее, отечественные ВВС до 2015 г. планируют получить 60 Як-130 производства НАЗ "Сокол". Алжир хочет закупить 16 самолетов производства Иркутского авиационного завода. Заказали Як-130 Сирия и Вьетнам, планирует приобрести Беларусь. В Малайзии Як-130 включен в тендер на поставку учебных истребителей, но победит ли он в тендере, большой вопрос.
ОАО "РСК "МиГ" и французская компания "Талес" на салоне заключили контракт на поставку 24 единиц нашлемной системы целеуказания и индикации для пилотов истребителей МиГ-29К и МиГ-КУБ, поставляемых авиации ВМФ России. Эта система уже успешно работает на истребителях МиГ-29UPG, которые эксплуатируются индийскими ВВС.
Вот и все. Если коротко подвести итоги Фарнборо-2012, салон опять стал триумфальным для западных компаний, а для России – салоном упущенных возможностей.
## AP ©
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт