Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Действительно, сегодня в сфере отечественного образования идет активное обсуждение двух базовых подходов к вопросу его реформирования. Первый подход подразумевает сохранение основ системы образования, сложившейся в советское время. Во втором случае ставка делается на необходимость проведения кардинальных преобразований в отрасли. Приверженцами этого подхода являются, в основном, представители молодого поколения российского топ-менеджмента, включая руководство нынешнего Министерства образования.
Не секрет, что любые обсуждения, затрагивающие состояние и перспективы отечественной образовательной сферы, мгновенно вызывают широкий общественный резонанс. И это понятно. Эта тема касается лично практически каждого россиянина. Не удивительно, что на этом фоне одним из наиболее дискутируемых вопросов остается сохранение тех самых основ советской системы образования. "Советская модель была очень хорошей и общепризнанной в мире", - говорит Сергей Марков. Но в то же время, по словам эксперта, все понимают, что полное ее повторение невозможно. В первую очередь, это связано с тем, что она была моделью закрытого типа. А мы сегодня живем в открытом обществе, уверен Марков.
Говоря о другой проблеме, которую можно классифицировать как сокращение количества вузов, Сергей Марков уточнил, что речь идет не о сокращении вузов как таковых, а об их укрупнении. Вообще, объединение вузов, это несомненный тренд,который давно прослеживается по всему миру, начиная от США и заканчивая Китаем. Первые объединения вузов в нашей стране прошли около шести лет назад. А в 2011 году только в одной Москве произошло слияние не менее 12 вузов. Примерно столько же случаев известно и в Петербурге. "Нам нужно убрать шарашкины конторы, которые девальвируют наше образование и неспособны пройти рейтинги эффективности", - пояснил Сергей Марков.
Другой участник дискуссии – Валерий Хомяков - обратил внимание на еще одну проблему современного образования, каковой, по его словам, является массовое сокращение преподавательского состава. Причина этого заключается в неполном соответствии уровня квалификации преподавателей требованиям времени. К фундаментальным наукам это относится не в полной мере, ведь основам математического анализа может обучать и не самый молодой специалист, а вот в прикладных и инновационных дисциплинах невозможно передавать студентам тонкости новых технологий, если не идти в ногу со временем.
Не менее животрепещущим является также и вопрос повышения зарплаты работникам сферы образования. По мнению участников дискуссии, проблема заключается не в Министерстве образования, а в Минфине, крайне неохотно идущем на выделение средств на эти цели.
И все же, несмотря на наличие известного ряда проблем, позитивные перемены в сфере образования в России уже заметны невооруженным глазом. И идут они, скорее, по второму пути, предполагающему не ее консервацию по "советскому принципу", а кардинальную модернизацию.
Немаловажно, что успехи, достигнутые в последнее время российскими вузами, не остались без внимания авторитетных иностранных экспертов и составителей образовательных рейтингов.
Так, МГУ вернулся в топ-50 рейтинга вузов THE, опубликованный в начале марта английской The Times и агентством Thomson Reuters. Московский институт стали и сплавов, которым, кстати, руководил как раз нынешний глава Минобразования, получил в партнеры известные образовательные центры MIT и Кембридж.
Повысились позиции России и в рейтинге систем образования по версии Economist с 94-й позиции до 20-й (для сравнения: США расположились на 17-м месте). А в рейтинге стран мира по показателю развития инноваций по версии международной бизнес-школы INSEAD (Global innovation index) за 2012 г. Россия с 53-го места переместилась на 43-е, обойдя США и Великобританию. Наконец, по данным Национальной ассоциации инноваций и развития ИТ (НАИРИТ), впервые за последние годы динамика утечки мозгов в нашей стране сократилась практически до нулевого уровня.
Это, безусловно, говорит о наличии позитивных изменений в российской образовательной системе и об изменении отношения к нашей стране в мире.
В завершении дискуссии были объявлены итоги интерактивного голосования, стартовавшего в Интернете в начале пресс-конференции. За позицию модернизации системы образования, продвигаемую Министерством образования, проголосовали 71% респондентов, против - 29%. В голосовании приняли участие 716 человек.
Стало известно, что творили украинские девушки