Канн-66: азиатское кино задает тон

В этом году тяжелая кинематографическая артиллерия прогремит ближе к концу смотра. Специальный корреспондент "Yтра" передает с Канского кинофестиваля




В этом году тяжелая кинематографическая артиллерия прогремит ближе к концу фестиваля, а пока в конкуренцию вступили режиссеры, скорее, европейского уровня. Вообще, программа нынешнего смотра не очень ровная, некоторые фильмы на голову выше других, что, похоже, связано с меняющейся концепцией фестиваля. Его бессменный в течение многих лет руководитель программ, а затем президент Жиль Жакоб объявил об уходе в 2015 г., и, похоже, Каннский форум ждут серьезные перемены.

Пока несомненным лидером у критиков можно назвать последнюю картину братьев Коэн, с чем я не очень могу согласиться, хотя на фоне остальных лент их работа выглядит, несомненно, очень выигрышно. Сегодня я расскажу о промежуточных лидерах рейтинга.


Внутри Льюина Дэвиса (Inside Llewin Davis), США - Франция, 2013

Режиссеры: Итан Коэн и Джоэл Коэн В ролях: Оскар Айзек, Кэрри Маллиган, Джастин Тимберлейк, Мюррей Абрахамс, Джон Гудман Основная программа

Братья Коэны разрабатывают несколько параллельных тем, сознательно мифологизируя историю их родных и любимых Штатов. Это очень благородно, но некоторые аспекты их творчества близки и понятны, пожалуй, лишь соотечественникам. Скажем, гангстеры и копы - это давно уже международный бренд, а вот американские барды конца 50-х до всемирного признания не дотягивают. Мы уже поняли. Раз Коэны любят спиричуэлс и кантри-мьюзик, появляется "О где же ты, брат?".

Теперь очередь дошла до этнорока (у нас его любят называть фолком), и появился этот фильм. Почему он показался мне странным? Ну как если бы мы вдруг решили снять комедию о приключениях рок-звезды уровня, скажем, Стаса Намина или, не знаю, Александра Градского. То есть некоего представителя какого-то популярного музыкального направления, с которым знакомы только жители, скажем, Квинса. Или Арбата. При всем уважении...

Нет, конечно, каждый волен прославлять своих кумиров, но когда в фильме шесть или семь полноценных песенных номеров - напоминаю, это фолк-рок, который, как известно, не обязательно уметь петь, по мнению исполнителей, - он сам тебя поет, а остальное действо напоминает очередную серию (пускай местами и смешного) ситкома - возникают вопросы. Да, актер Айзек и певец Тимберлейк, видимо, хорошие исполнители, но, если я захочу послушать, как они косят с гитарой под Дилана, вовсе не нужно снимать целое кино об их трудной судьбе.

Верю, что американцам действительно кажется, что до начала 60-х рок-музыки в мире не существовало, и тяжкая судьба нищего музыканта, по сюжету одного из мифических прародителей современного шоу-бизнеса, тронет душу зрителя. Но сценарий, написанный Коэнами по книге соотечественника Ван Ронка о местной рок-музыке и снятый за полтора месяца даже таким мастером, как Брюно Дельбоннель ("Амели" и все фильмы Жэне), оставляет ощущение какой-то легкой поделки. Безусловно, это упрек можно адресовать лишь таким гениям, как создатели "Бартона Финка" и "Большого Лейбовски", дескать, похоже, планка понижается (они вольны снимать что душе угодно), но кажется, несмотря на то что критика ставит фильму высшие баллы, кино это далеко не самое удачное. Разумеется, для этих авторов. Сними такой фильм какой-нибудь русский режиссер, например, о Юрии Антонове, я бы глазам не поверил. Хотя Спилберг и компания единомышленников (должен напомнить, в жюри и его протеже Энг Ли и Николь Кидман) вполне могут оценить мифотворческие усилия классиков интеллектуального Голливуда.

Щит из соломы (Wara No Tate), Япония, 2013

Режиссер: Такаси Миике

В ролях: Такао Осава, Нанако Мацушима, Тацуя Фудзивара

Второй японский фильм в программе, и опять, на мой взгляд, весьма достойный. Миике уже давно классик, хотя специализация у него довольно узкая - в основном, гангстерские боевики и макабрические комедии, популярные больше на его родине.

В данном случае перед нами кровавая полицейская драма в стиле ранних Джона Ву или Такеши Китано. За убийство маньяка-педофила, который скрывается от полиции, дедушка-олигарх одной из жертв, семилетней девочки, найденной изнасилованной и убитой, назначает выкуп. Один миллиард иен, то есть примерно 10 миллионов долларов. Приз достанется любому, кто убьет злодея, особенно если это сделает представитель закона.

Бандита обнаруживают в Фукуоке после того, как его пытается убить хозяин квартиры, услышав о выкупе: парень сам сдается полиции и просит защиты. Теперь его надо как-то переправить в Токио, для чего нанимают самых доверенных офицеров местного спецподразделения. Но тут выясняется, что охота на преступника началась уже в стенах полицейского участка – кому не хочется заработать, тем более что убийцу детей не жалко. Фильм про то, как пятеро крутых парней и одна девушка с оружием в руках пытаются переправить маньяка через все препоны, рискуя жизнями, снят как оммаж на жанр полицейского триллера. Нет почти ни одного штампа из боевика про копов, который бы не был использован Миике, вплоть до "Терминатора", причем на полном серьезе, а вот поди ж ты, эти клише смотрятся свежо, как будто в первый раз. Все потому, что трюки нанизаны на непривычный сюжет: хорошие и плохие парни постоянно находятся под подозрением друг у друга, и зрителя постоянно мучает вопрос: почему жизнь подонка стоит дороже жизней героев. И дороже денег.

В моем личном рейтинге это пока один из лучших фильмов, но, боюсь, оно, скорее, не фестивального, а "зрительского" плана, - что называется, "кино для всех". И еще раз приходится признать, что кино Юго-восточной Азии пока задает тон всему фестивалю.

новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей