Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: © Смирнов Владимир/ИТАР-ТАСС |
Причиной, заставившей железнодорожников задуматься об удорожании своих услуг, стали убытки в 16 млрд руб., понесенные госмонополией за первый квартал текущего года.
"Это тот самый убыток, который оказался незакрытым за счет возможного повышения тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов, который был предварительно согласован, но потом под давлением участников этого рынка это решение было заморожено. Фактически на 6,6% урезан доходный бюджет компании", - цитируют "Ведомости" президента РЖД Владимира Якунина.
Очевидно, что правительство поддержит железнодорожников. С 1 мая стоимость перевозки нефтеналивных грузов была увеличена на 6%. По данным "Ведомостей", это повышение принесет РЖД 12 млрд рублей. Однако оно не в состоянии избавить компанию от убытка по итогам года, который может составить 25 млрд рублей. Сократить его может только новая индексация, которая, судя по всему, уже неотвратима.
Примечательно, что еще осенью прошлого года правительством было принято решение в 2014 г. тарифы не повышать. Против этого активно выступал сам Якунин. По его словам, в этом случае, убыток РЖД за 2014 г. составит 60 млрд рублей. Как сообщают "Ведомости", РЖД предложили компенсировать часть потерь из бюджета и повысить стоимость перевозок нефтеналивных грузов на 6%. Также компания должна была сама предпринять ряд действий по снижению расходов.
Сегодня очевидно, что этих мер для покрытия убытков госмонополии недостаточно, и стоимость перевозки нефтепродуктов возрастет более существенно. Индексацию тарифов уже поддержало Минэкономразвития. "Мы свою позицию высказали и направили проект доклада в правительство. Насколько я знаю, заседание в правительстве состоялось и нашу позицию поддержал, в частности, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Доклад направлен президенту. Ждем решение", - цитируют "Ведомости" заместителя министра экономического развития Сергея Белякова.
Тарифы на железнодорожные перевозки - одна из наиболее существенных статей расходов нефтеперерабатывающих компаний. Нет сомнений, что предстоящее их повышение неизбежно отразится на конечном потребителе топлива, то есть на автотранспортных компаниях и автомобилистах.
Повышение тарифа только на 6%, компенсирующее РЖД 12 млрд руб. убытка, означает, что эти самые 12 млрд изъяты из карманов потребителей. По подсчетам экспертов, 6%-е повышение добавит к ценам на автозаправочных станциях около 20 копеек. Рост тарифа на 13,4%, соответственно, увеличит "железнодорожную" наценку еще больше.
Перевозка нефтеналивных грузов является одним из основных и наиболее доходных видов деятельности РЖД. Не удивительно, что повышать тарифы железнодорожники намерены именно в этой области.
Подобное поведение не могло не сказаться на топливных компаниях, которые при перевозке бензина и дизельного топлива все чаще отказываются от услуг РЖД в пользу автомобильного транспорта. Так, например, уже сейчас на расстояние до 500 км топливо выгоднее возить не железнодорожными цистернами, а бензовозами, что еще недавно могло бы показаться нонсенсом.
Однако полностью отказаться от железнодорожных перевозок нефтепереработчики не в состоянии. По мнению экспертов, избежать повышения как оптовых, так и розничных цен на топливо в связи с ростом железнодорожных тарифов вряд ли удастся. "Такое решение приведет к росту цен, на какую величину, сказать затрудняюсь", - пояснил "Утру" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Схожего мнения придерживается и генеральный директор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. Более того, по его мнению, "эффект" от действий железнодорожников будет разниться в зависимости от региона. "Цены, безусловно, вырастут, - пояснил "Утру" Рустам Танкаев. - Масштаб роста будет зависеть от региона и плеча поставки. Чем больше плечо поставки, тем больше будет рост цен. Для тех регионов и городов, поставки в которые целиком и полностью осуществляются бензовозами (Москва, Санкт-Петербург, Самара), никаких изменений не будет. С отдаленными регионами, такими как Западная Сибирь, а также в ряде регионов Центральной России, таких, как Воронежская область, цена вырастет. И этот рост будет напрямую зависеть от расстояния от НПЗ. Рост составит от 0,5% до 2%".
Настораживает, что в числе регионов, которые практически наверняка пострадают от роста тарифов, далеко не самые богатые и успешные. В свою очередь, повышение цен на топливо неизбежно отразится удорожанием товаров и услуг, производство которых без этого топлива невозможно.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт