Знаменитости рассказали о Победе

В демонстрационном зале ГУМа состоялись "Пионерские чтения", посвященные теме "Победа". На этот раз колумнисты "Русского пионера" рассказали свои истории о Великой Отечественной войне

В Демонстрационном зале ГУМа состоялись "Пионерские чтения", посвященные теме "Победа". Все получилось, потому что сошлись в одной точке: "Русский пионер", май, Красная площадь, ГУМ, который, как и кремлевские стены, был свидетелем отправки на фронт солдат в 1941 г. и победного парада 1945-м. В том, что празднование 70-летия Победы было бы неполным без "Пионерских чтений", убедились и колумнисты, и читатели "РП".

Не успел отгреметь салют на Красной площади и отзвучать марш "Прощание славянки", как празднование 9 Мая продолжилось в самом центре Москвы. Демонстрационный зал ГУМа, рядом с которым когда-то находилась радиорубка Левитана (именно оттуда он комментировал июньский парад 1945 г.), если разобраться, был самым подходящим местом для встречи колумнистов и читателей "Русского пионера" в мае.

Самое сложное в разговоре о Победе - это умение сказать без пафоса о самом пафосном, без ужаса - о самом ужасном, об очевидном как в первый раз. Слов много - и правильных, и правдивых, - но к ним еще нужна интонация и паузы в нужных местах.

Обложка майского номера с играющим на гармошке солдатом настраивала на правильный лад. Ведь если присмотреться, то солдат уж очень напоминает героя Василия Шукшина ("Они сражались за Родину"), а он-то умел ярко, хлестко, честно и уж точно без пафоса сказать о самом важном, а где надо и промолчать.

Два года назад на этой же сцене Диана Арбенина дебютировали в качестве участницы "Пионерских чтений". А вчера она в первый раз выступила как ведущая. Главный редактор "Русского пионера" Андрей Колесников, находясь в командировке в Сочи, доверил это дело именно ей. Арбенина не подвела: спела "Журавлей" Марка Бернеса со струнным квартетом "Аристократ".

"Я надеюсь, у нас будет вечер, в котором каждый из нас вспомнит тех, кого потеряли наши семьи. И именно поэтому мы здесь", - начала она.

До начала "Пионерских чтений" Диана Арбенина по пять раз прочитала каждую колонку и даже выписала цитаты, которые ей больше всего понравились.

Бессменного участника "Чтений" - неизменно открывающего вечер Андрея Бильжо - Диана Арбенина представила как одного из самых тонких, интеллигентных из встреченных ею людей, выбравшего юмор своей защитой. Постоянный колумнист рассказал об истории своей семьи, от отце, который прошел всю войну на Т-34 и о переплетении судеб, которые соединила и развела война.

Эти чтения никак не могли обойтись без выступления главы компании Bosco Михаила Куснировича. "Из-под этих серых стен ГУМа и из-под стен Кремля уходили в 41-м сибирские дивизии на фронт. Конечно, ГУМ был свидетелем всего этого. Отсюда говорил Левитан. Знаете, такой парадокс: во время войны, как вы думаете, что было в ГУМе? Было общежитие театральных вузов. Здесь жили люди. Здесь до сих пор на третьем этаже есть душевые", - рассказал он, после чего зачитал письма своих дедушки и бабушки, которых разлучила дата - 2 июня 1941 года. Не имея возможности быть вместе, они долгое время писали друг другу письма, которые Михаил Куснирович уже прочитал своему старшему сыну, а теперь будет читать и младшему.

Следующего участника ведущая описала с фотографической точностью, после чего фамилию можно было не называть. Впрочем, Владимир Жириновский и не стал дожидаться и поднялся на сцену. "Я знаю, что не все с радостью слышат мое имя. Но это было бы страшно, если бы мы одинаково все оценивали", - обратился он к присутствующим. А затем рассказал семейные истории, связанные с войной, и признался, что шел в "Бессметном полку" с пятью портретами.

Андрей Макаревич в этот вечер показал, чем может быть самоирония. Музыкант рассказал о своем детстве и описал хлипкого ребенка, который не имел никакого авторитета в родном дворе: "В пять лет я был низкорослым и дохлым ребенком. Ненавидел еду. "Жизнерадостный рахит" звала меня мама... Большую часть года меня нещадно кутали. Как сейчас помню: лифчик с резинками и толстыми чулками, шерстяные рейтузы, байковые шаровары, шерстяные носки, валенки с галошами, сверху майка, байковая рубашка, вязаный свитер, на голову сначала платок, как на шоколаде "Аленка" (предмет особенной ненависти), потом меховая шапка-ушанка, шубка из непонятного зверя мехом наружу, варежки на резиночке через рукава. Поверх всего плотно наматывался шарф, окончательно останавливавший дыхание. В этом скафандре меня выводили в наш дворик на Волхонке и пускали на снег".

Тем временем Диана Арбенина представляла следующего оратора: "Единственная девушка из выступающих сегодня. Послушайте, она написала действительно здорово и очень по делу, очень жестко и, я бы сказала, не по-женски, а очень по-мужски. Победоносно. Со своей интонацией, которая, кстати, меня восхищает каждый месяц все больше и больше. Алена Свиридова". Певица поделилась воспоминаниями о том, как на собственном опыте ощутила и радость, и горечь Победы.

На этих "Пионерских чтениях" состоялся дебют еще одного автора - актера театра "Современник" Сергея Гармаша. Его колонку неслучайно назвали самой драматической колонкой номера. Он рассказал правдивые нелакированные истории о войне: о подвиге Киселева, сумевшего спасти евреев-беженцев, о братании с немецкими солдатами в советских окопах, о том, как родители были готовы убить свою дочь, чтобы спасти отряд. Сергей Гармаш мечтает снять фильм о Курской дуге, о людях, которые остались там навсегда.

Завершила "Чтения" колонка Дианы Арбениной: "Подумать только, 27 миллионов за четыре года! 27! миллионов! за! 4! года!!! Невероятно. Небесный переаншлаг. Смерть подавилась самой собой. Я не могу осознать эту цифру. Мой мозг начинает делить, умножать, складывать и вычитать, а потом впадает в оцепенение. Цифра "27 миллионов" осознанию не поддается. Такое количество мертвых людей невозможно похоронить. Земли не хватит".

После этого "Пионерские чтения" объявили завершенными, следующие состояться после каникул, в сентябре.

Выбор читателей