Шведы пытаются перекрыть газ Европе

Военное министерство Швеции пытается любым способом помешать строительству "Северного потока-2". В ход идут даже обвинения в попытках скрытно установить прослушивающие устройства на дне

Шведские военные опасаются, что строительство трубопроводов в рамках реализации проекта "Северный поток-2" нанесет серьезный ущерб национальной безопасности страны.

Фото: www.nord-stream2.com

Так, предполагалось, что для прокладки труб по дну балтийского моря, строителями будет использоваться порт Слите, что расположен на острове Гельголанд. На уровне предварительного обсуждения местное самоуправление острова высказало одобрение, поскольку такой масштабный проект положительно повлияет на экономику – создаст новые рабочие места и принесет прибыль гостиничному бизнесу Гельголанда. Однако после консультаций с представителями шведского Министерства иностранных дел и Минобороны местные власти решение изменили. Как сообщают СМИ, глава внешнеполитического ведомства Маргот Валльстрём считает, что сдача портов в аренду отрицательно сказывается на военно-политических интересах Швеции. Ее мысль развил министр обороны Петер Хультквист, который заявил, что на трубы, по которым транспортируется газ между РФ и ФРГ, российскими военными могут быть установлены прослушивающие устройства с целью получения конфиденциальной информации.

Балтийское море, по сравнению с Охотским, гораздо мельче - средняя глубина его не превышает 50 метров. Поэтому скрытно установить специальную аппаратуру, а потом выполнять работы по поддержанию ее работоспособности в территориальных водах страны-члена блока НАТО будет очень сложно и небезопасно.

Вместе с тем, это уже не первый случай проявления беспокойства от "российской угрозы", который появляется в Швеции. Так, в октябре 2014 года контр-адмирал Андерс Гренстад заявил, что в районе стокгольмского архипелага действует неопознанная подводная лодка, предположительно российская мини-субмарина "Тритон", предназначенная для проведения диверсионных операций. Однако какие-либо конкретные доказательства так и не были представлены, и историю спустили на тормозах, а чтобы спасти лицо шведского военно-морского флота, объявили, что вместо лодки было какое-то техническое судно, которое тщательно обследовало квадрат предполагаемого нахождения подводного корабля.

Почти в одно и то же время с заявлением о микрофонах в газовых трубах Агентство по гражданской обороне Швеции разослало региональным властям рекомендациями по действиям на случай подготовки к войне. Муниципалитеты должны провести учения и проверить скорость работы и принятия решений, обмена информацией, кризисную коммуникацию, гибкость и надежность при обработке секретной информации. По словам начальника отдела операций Агентства по гражданской обороне Швеции Магнуса Диберга-Эка, на которого ссылаются шведские СМИ, предпосылок для войны нет, но местные власти должны уметь действовать и в такой период. Власти Швеции, считают, что наибольшая угроза исходит сегодня от России.

Тема русской угрозы всплыла неспроста. По мнению ученого-скандинависта Аркадия Рябченко, такая истерия преследует сразу несколько целей. Во-первых, действующий министр обороны Петер Хультквист является активным лоббистом ВПК и сторонником более тесного сотрудничества с НАТО. Его тревожные заявления помогают стимулировать государственный заказ для оборонных предприятий, некоторые из которых, например, верфи в Карлскруне были недавно на грани банкротства. Во-вторых, нагнетая обстановку, военное министерство вставляет палки в колеса строительству газопровода "Северный поток-2". Точкой входа трубопровода в Балтийское море станет район Усть-Луги Ленинградской области, далее он пройдет по дну Балтийского моря и выйдет на территории Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность маршрута более 1200 километров. Остров Гельголанд находится примерно на середине трассы. Предполагается, что газ по "Северному потоку-2" потечет уже до конца 2019 года.

Это будет альтернативный путь в обход Украины для поставок российского газа в Европу, экономика которой пока не может найти ему адекватную замену. Если проект будет реализован, то прибыль от него будут получать российские компании, а Кремль укрепит свои экономические позиции в Европе. Так считают западные эксперты и политики, которые под давлением США давно вынашивают планы избавиться от российского газа в Европе. В качестве альтернативного источника голубого топлива предлагались даже поставки сжиженного сланцевого газа из США. Однако стоимость его будет очень высока по сравнению с российским.

Есть и еще один интересный нюанс. Роберт Фрэнсис Кеннеди-младший  - американский радиоведущий и экологический активист - в своей статье в издании Politico сделал заявление, что война против Башара Асада началась отнюдь не с мирных протестов арабской весны в 2011 году. Она началась в 2000 году, когда Катар предложил протянуть трубопровод длиной 1 500 километров и стоимостью 10 миллиардов долларов через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и Турцию. У Катара общее с Ираном газовое месторождение Южный Парс, в котором находятся самые крупные в мире запасы природного газа. Согласно действовавшему до недавнего времени международному торговому эмбарго, Ирану было запрещено продавать газ за рубеж. Между тем, катарский газ попадает на европейские рынки только морем и в сжиженном виде, что существенно увеличивает его цену. Предложенный к строительству трубопровод мог связать Катар напрямую с энергетическими рынками Европы через распределительные терминалы в Турции, которая в таком случае могла бы получать немалую плату за транзит. Катарско-турецкий трубопровод обеспечил бы суннитским королевствам Персидского залива решающее господство на мировом газовом рынке и усилил позиции Катара, являющегося ближайшим союзником Америки в арабском мире.

У президента Асада была своя позиция по этому вопросу. Он предлагал Ирану построить совместный трубопровод, который шел бы через территорию Сирии в Ливан, а оттуда уже в Европу. Однако это не устраивало США, поскольку их Катар они могут контролировать, а Иран – нет. Эта ситуация и явилась корнем конфликта – от Асада было решено избавиться.

Сегодня, когда сирийские войска совместно с ВКС России успешно отражают атаки радикалов, появилась угроза, что катарский газопровод так и не будет построен, поскольку ситуацию в Сирии удастся стабилизировать и Европа на получит альтернативный источник газа взамен российского. Поэтому попытки помешать России теперь предпринимаются на северном направлении. Отказ Швеции предоставить свои порты для нужд строительства может негативно сказаться на сроках и стоимости проекта.        

 

Выбор читателей