В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка "Я знаю их..."

Игорь Гневашев начал снимать, когда в стране началась хрущевская оттепель. Но тогда его работы "переварить" не смогли: они не приукрашали действительность. А талантливый фотограф попал в кино
В Белом зале Центра фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка "Я знаю их…", посвященная памяти гениального отечественного фотографа Игоря Гневашева (1936 - 2016 годы). Он начал снимать в 1964 г., когда в стране началась хрущевская оттепель. На многое власти стали смотреть сквозь пальцы, но многого еще советская культура просто не могла "переварить". Так, не смогла она "переварить" и работы Игоря Гневашева.
 
А А может, это любовь.
 
Талантливый мастер работал во многих советских изданиях - "Огоньке", "Комсомольской правде", "Советском Союзе", однако страницы прессы тех времен жаждали фотографий довольных жизнью крестьян и горожан, устроенного быта, улыбающихся детей и родителей. Но жизнь гораздо многограннее: в ней встречаются и разбитые дороги, и затопленные поселки, и горькие пьяницы, и неухоженные дети. Все это оказалось невостребованным, издания не были готовы к "непричесанным" героям фотографий Гневашева. Приукрашать действительность он не мог.
 
Сталкер
 
Волей судеб и благодаря друзьям фотограф попал в кино и остался там без малого на 20 лет. Режиссерами фильмов, на съемках которых он работал, были Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов, Василий Шукшин, Никита Михалков, Леонид Гайдай, Сергей Соловьев.
 
Он стал их фотолетописцем. Его фотографии со съемок фильмов становились визитной карточкой будущих шедевров. А благодаря некоторым рождались и сами киносюжеты.
 
Перекличка времен. 1973
 
Например, все помнят сцену в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", где царь вертит в руках кассетный магнитофон. А появилась она случайно. Артист Юрий Яковлев в царском гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая кассетник. Игорь Гневашев не удержался и снял этот момент.
 
"Вот это мы и закрепим", - объявил обожавший импровизации Леонид Гайдай. Сегодня эта фоторабота красуется на обложке книги "Иконы 1960 - 1980".
 
Его многолетняя работа в кино получила международное признание. Он получил премию профессиональной гильдии фотографов и Союза журналистов "Золотой глаз России" - за фотолетопись российского кино и вклад в неореализм на благо России. Однако имя Игоря Гневашева вошло в Антологию российской фотографии ХХ в. не только за многолетнюю работу для журналов "Советский экран" и "Советский фильм".
 
Мечта
 
Гневашев был настоящим гением репортажной фотосъемки. Больше всего его снимки похожи на кинокадры. Глядя на них, возникает ощущение хорошо проделанной постановочной работы.
 
Фотограф мог поймать самые простые повседневные вещи - луч света, капли дождя, улыбку ребенка - так, чтобы они оставили в душе зрителя неизгладимый след. Актер Ролан Быков называл творчество Игоря Гневашева "мастерством простоты".
 
Отец и сын
 
Жизнь как она есть прослеживается в фотоработах мастера. Это и "Отец и сын", где малыш обхватил ногу отца, и "Увольнение", где военный лихо отплясывает с магнитофоном, и "Первенец", на котором мужчина прижал к себе новорожденного младенца, и "На танцы", где девушки переправляются через реку, и "Воскресенье", на котором у ног девчушки лежит пьяный отец… Здесь нет инсценировки, ретуши и прикрас - того, что так ярко проступило в фотоискусстве начала XXI века. Здесь просто наша страна и ее люди, такие, какими их увидел и знает автор.
Выставка продлится до 5 марта. 

Выбор читателей