Украинские ракетчики бегут в Россию

После того как нынешние власти Незалежной разорвали связи с РФ, завод "Южмаш" в Днепре лишился заказов. Специалисты увольняются с предприятия, и многие из них ищут спасения от нищеты в нашей стране

Космическая отрасль Украины переживает период полного распада. После того как нынешние власти разорвали связи с Россией, завод "Южмаш" в Днепре лишился заказов. Специалисты увольняются с предприятия, и многие из них ищут спасения от нищеты в России.

Фото: John Moore/ Gettyimages

К происходящей на "Южмаше" катастрофе попытался привлечь внимание депутат Верховной рады Вадим Кривенко. Как сообщает ТАСС, он выступил перед коллегами, заявив, что уникальные специалисты уходят с предприятия "из-за критической ситуации с долгами по заработной плате". При этом лучшие из них уезжают работать в Россию.

Кривенко обратил внимание, что работники предприятия, обладающие уникальным опытом сборки космической техники, в отличие от угольщиков, не получают дополнительных выплат. "Угледобытчикам мы компенсируем, а ракетчикам мы этого не делаем", - сказал он. В то же время "страна-агрессор" дает высококвалифицированным специалистам возможность продолжить работу в профильной отрасли, указал он.

После распада СССР на территории Украины осталась примерно треть ракетно-космической отрасли страны: порядка 40 научных лабораторий, конструкторских бюро, а также производственная база, которая, правда, была ориентирована на выпуск боевой техники.

Но в первые постсоветские годы с помощью российских коллег удалось приспособить баллистические ракеты к гражданским нуждам. Так появились конверсионные носители семейств "Циклон", "Зенит", ракета "Днепр", которые заказывал главным образом космический комплекс России.

Работать космическая индустрия Украины могла только в сотрудничестве с Россией, которая поставляла комплектующие и размещала заказы, а также с Казахстаном, который с распадом СССР стал владельцем космодрома "Байконур", откуда производились пуски. И она работала: с "Байконура" стартовали ракеты с коммерческими спутниками, действовала международная программа "Морской старт", где использовался носитель "Зенит-3SL".

Крест на всем этом поставило новое украинское руководство, пришедшее к власти на волне Майдана. Оно и разорвало связи, от которых полностью зависел построенный еще в СССР завод "Южмаш" в бывшем Днепропетровске. Результат - 7 тысяч человек работают один день в неделю, не получая ни зарплаты, ни других денег, которые почему-то Киев платит угледобытчикам.

Правда, власти пытаются представить дело так, будто ничего страшного не происходит. В начале марта было с помпой объявлено о запуске с космодрома Куру во французской Гвиане ракеты Vega, в которой маршевый двигатель четвертой ступени был произведен на "Южмаше".

Двигатель, правда, украинским не назовешь, в нем используется камера сгорания от советской баллистической ракеты SS-18, которую в НАТО прозвали "Сатаной". К тому же Немецкое агентство аэрокосмических технологий вместе с итальянскими конструкторами разрабатывает двигатель, который должен заменить украинское изделие.

Среди планов - запуск до конца 2017 г. украинского спутника "Лыбидь". Однако сам спутник в настоящее время законсервирован и находится в Красноярске на территории предприятия "Спутниковые информсистемы им. академика Решетнева".

Первоначально его запуск планировался на 2011 г., но он не состоялся.

В 2009 г. Укркосмос нашел нового исполнителя программы - канадскую компанию MDA, но на новый старт потребовалось $254 миллионов. По плану старт будет осуществлен с "Байконура" с помощью ракеты "Зенит". Но если учесть, что изготовитель ракеты - завод "Южмаш" - стоит и теряет специалистов, спутник еще долго будет лежать на складе в Красноярске.

Выбор читателей