После выборов Якутию ждет коллапс

Несмотря на жесткую персональную борьбу, фамилия человека, который встанет во главе Якутии, не так уж важна. В любом случае республике не удастся избежать политического и экономического кризиса

Сегодня Верховный суд Якутии возобновил процесс по делу об отмене регистрации кандидатом в президенты действующего руководителя субъекта федерации Михаила Николаева. Процесс был инициирован двумя жителями республики, которые сочли незаконным выдвижение Николаева на третий срок. Споры развернулись вокруг 67-й статьи якутской конституции, в которой говорится, что никто не может быть избран президентом более двух раз. Федеральное же законодательство формально позволяет Николаеву баллотироваться на третий срок. За разъяснениями по инициативе представителей Николаева Верховный суд Якутии обратился в Конституционный суд России.

Однако КС отказался рассматривать запрос, так как "возбуждение конституционного судопроизводства накануне голосования может осложнить избирательный процесс и, в конечном счете, повлиять на результаты выборов". По словам представителей КС, Верховный суд Якутии фактически попросил высшую инстанцию выбрать между Основным законом Республики Саха и российским законодательством. Но "выбор норм является прерогативой самого суда общей юрисдикции и в компетенцию КС не входит".

В целом процесс избрания президента Якутии может в будущем получить статус самых "грязных" выборов в России. По количеству использованных "черных" политтехнологий, скандалов, возбужденных уголовных дел трудно припомнить что-нибудь подобное. Конечно, проще было бы вообще отстранить Николаева от выборов как того же Руцкого, но сделать это "без шума и пыли" абсолютно невозможно. И дело не только в значимости фигуры хозяина алмазного края. Дело еще и в том, что Николаева поддерживает подавляющее число жителей республики (разные социологические службы приводят различные цифры, но все они гораздо выше 50%), и никакие попытки замарать репутацию Николаева не изменили отношения людей к лидеру Якутии. Дело еще и в том, что региональная элита также на стороне действующего регионального президента.

При такой поддержке вычеркивание фамилии Николаева из избирательных бюллетеней закончится тем, что избиратели либо не придут к урнам вообще, либо проголосуют против всех. В любом случае, без Николаева легитимной власти получить не сможет никто. А, учитывая проблемы региона, в числе которых – и растущий дефицит бюджета, и практически полная зависимость от налоговых отчислений алмазного гиганта "АЛРОСА", и значительные долги перед кредиторами и многое другое политическая неопределенность, грозит обернуться в Якутии полномасштабным экономическим кризисом.

С другой стороны, будь "неугодный" Николаев вновь избран, он наверняка столкнется с проблемами во взаимоотношениях с федеральным центром, что вынудит его проводить политику регионального обособления (не хочется употреблять слово "сепаратизм"), что будет весьма сильно мешать процессу построения "вертикали власти".

Думается, что предвыборная чехарда в любом случае отрицательно скажется на республике, независимо от того, кто придет к власти. Замгенпрокурора Колмогорова, негласного кандидата Москвы, ждут крупные проблемы с региональной управленческой элитой, Николаева – проблемы с центром. Дублера Николаева – президента "АЛРОСА" Штырова – многие уже сняли со счетов после решения Верховного суда Якутии о лишении его регистрации. Теоретически, у Штырова есть шансы на возвращение в список кандидатов, но, как показывает практика, эти шансы незначительны. Как считают местные наблюдатели, последний шаг якутской Фемиды свидетельствует о продолжении политики Москвы по грубому продавливанию кандидатуры Колмогорова. Даже если давление принесет плоды, и замгенпрокурора все-таки получит пост президента, ему придется очень долго учиться, дабы понять, насколько тяжела "шапка Мономаха". Ошибки при этом неизбежны, а в тяжелых, если не сказать экстремальных, условиях жизни в Якутии каждая из них может стоить очень-очень дорого. Но, видимо, центр готов показать, "кто в доме хозяин", не слишком задумываясь, что демонстрация силы может закончиться коллапсом региона.

Остается вопросом, есть ли в списке политических задач, реализуемых федеральным центром, место экономическим проблемам, которые необходимо решать. Самая главная из них – практически полная зависимость Якутии от компании "АЛРОСА". По сути, бюджет формируется из ее отчислений, что диктует и способ организации экономической и политической жизни. В итоге другие перспективные направления деятельности, связанные с использованием таких природных ресурсов, как нефть, газ, золото, лес остаются неразвитыми в должной мере. Более того, ориентация властей на крупнейшее алмазодобывающее предприятие грозит сыграть злую шутку с регионом: добыча алмазов в связи с истощением месторождений становится менее рентабельной, требует увеличения капиталовложений, как следствие – неизбежны трудности для того же бюджета. Если бы Штырова все-таки не сняли выборов, то в случае его победы сращивание "АЛРОСЫ" с региональной экономикой и политикой пошло бы более высокими темпами, а о других отраслях промышленности можно было бы почти забыть. Есть у Штырова и другой "недостаток" – он русский. Наличие в национальной республике руководителя "нетитульной" национальности грозит целым ворохом проблем. Да, конечно, межнационального конфликта не случится, но сложившийся баланс отношений будет нарушен. Не секрет, что национальные кадры в последнее время активно вытесняют "приезжих" из органов власти; в свою очередь, русские занимают ведущие посты в бизнес-структурах и уступать их не собираются. Изменение расклада сил подтолкнет "национальную" элиту к началу конфронтации с "русскими", что ослабит в целом власть в республике.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на жесткую персональную борьбу, фамилия человека, который встанет во главе Якутии, не так уж важна. Важно то, что в любом случае республике не удастся избежать политического, экономического, а, возможно, и "национального" кризиса. Дабы его избежать, можно, конечно, найти формальный повод и отменить выборы, перенеся их на несколько месяцев. За это время не только улягутся страсти, но и можно будет разрубить гордиев узел юридических проблем. В данном случае уже ни у кого не будет сомнений в легитимности нового руководителя Якутии, и он сможет с большей или меньшей эффективностью осуществлять свои функции.

С другой стороны, есть еще шанс в оставшиеся до выборов дни договориться всем заинтересованным сторонам. И не важно, кто станет президентом, важно, что эта фигура будет управляема, и за нее проголосует электорат. Здесь не исключена возможность многоходовой комбинации, когда избранный якутский президент через некоторое время "добровольно" уходит в отставку, уступая место новой, устраивающей всех кандидатуре, которая после некоторой раскрутки получает полномочия и легитимность в ходе внеочередных "честных и свободных" выборов. По некоторым сведениям, в кругах, близких к администрации президента России, рассматривается кандидатура представляющего сейчас Якутию в Совете Федерации М.Назарова. Впрочем, получив передышку, Кремль и региональная элита могут найти и другого устраивающего их человека.

Выбор читателей