Православные помолились с Папой

РПЦ, очень негативно оценивавшая совместную молитву российских католиков и Папы в римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия посредством телемоста, невольно поспособствовала раскрутке этого мероприятия

Виртуальный визит Папы Римского Иоанна-Павла II в Москву все же состоялся – несмотря на идеологические, технические и прочие трудности, порой носившие довольно скандальный оттенок. Русская Православная Церковь (РПЦ), с самого начала чрезвычайно негативно оценивавшая готовившееся мероприятие – совместную молитву российских католиков и Папы в римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия посредством телемоста, – невольно весьма успешно поспособствовала раскрутке этого мероприятия. В результате произошло то, чего так боятся в РПЦ: некоторые православные из чувства протеста к непонятному для них противостоянию двух христианских религий пришли в католический храм и участвовали в общей молитве.

РПЦ, отстаивающая принцип "канонических территорий" (т.е. территорий, всецело окормляемых собственно православной церковью, – а это вся Россия), имеет все основания быть недовольной событиями последнего времени. Первый тревожный звоночек о возможном сближении Ватикана и Москвы явственно прозвучал в январе этого года, когда российский президент выразил в интервью польской газете согласие принять в России Иоанна-Павла II. Владимир Путин озвучил это мнение в тот момент, когда дискуссия на тему, пускать Папу в Россию или нет, перешла на повышенные тона с употреблением терминов и выражений, более свойственных эпохе средневековья, чем XXI столетию. К тому времени Папа Римский, рассматриваемый многими не только как глава церкви, но и как неординарный политический деятель современности, успел побывать во многих странах СНГ, причем в некоторых из них местная католическая община насчитывает много меньше прихожан, чем община российская. Путин не мог не отреагировать на недоумение части мировой общественности в отношении российской внешней политики в этом вопросе (принимая во внимания, что Иоанн-Павел II глава государства). Однако тут же сделал оговорку, что возможности для визита понтифика целиком лежат в плоскости разрешении меконфессионального спора между католической и православной церквами, к коим светская власть касательства не имеет. Однако даже тот немногий позитив, что прозвучал в словах российского президента, встретил негативную реакцию РПЦ, пуще прежнего принявшейся разъяснять свое отношение к "католической экспансии". Хорошо известно, что последовало потом: в феврале Святой престол образовал в России четыре апостольские епархии в полном соответствии с практикой, применяемой Ватиканом во всех странах. В России же это было расценено как очевидное доказательство стремления католической церкви потеснить традиционное православие на его же территории. И вот, словно усугубляя и без того расширяющуюся пропасть между двумя конфессиями, Ватикан принимает решение включить Москву в список городов-участников телемоста.

Стоит обратить внимание на немаловажное обстоятельство: за пару дней до этого мероприятия глава русских католиков Тадеуш Кандрусевич впервые побывал в Кремле на приеме у некоего высокопоставленного сотрудника администрации президента. Сам Кандрусевич особо не вдавался в подробности разговора, однако с его подачи западные СМИ провозгласили данный шаг Кремля вполне прогрессивным. Можно предположить, что люди из администрации Александра Волошина не предлагали Кандрусевичу ничего концептуального, а, например, осторожно поинтересовались, что именно произойдет под сводами кафедрального собора Непорочного Зачатия. Накануне мероприятия ходили слухи не только о том, что Иоанн-Павел II обратится к российской пастве на русском, но и о том, что в ходе проповеди могут прозвучать двусмысленные речи о единстве христиан, или, вернее, о вещах, их разделяющих. Но даже ознакомительная беседа светской власти с главой общины, насчитывающей по российским меркам ничтожное количество прихожан (сами католики определяют это число в 500-600 тыс. человек, по данным же РПЦ российских католиков много меньше), явилась сильным раздражителем для московского патриархата.

Следует отметить, что верующие в Ватикане, Страсбурге, Вене, Будапеште, Валенсии, Афинах и Москве (города-участники телемоста) молились в том числе (цитирую российские информагентства): "о Папе, о главах европейских держав, чтобы они были руководимы Духом Божиим, о преподавателях и студентах университетов Европы, чтобы они могли привносить в культуру и общество христианскую надежду", о том, чтобы "вся деятельность Европейского Союза была одухотворяема христианским гуманизмом". Молитва вполне в духе времени глобализма вообще и прогрессивного европеизма в частности. Отношение РПЦ к идее объединенной Европы, с входящей в нее Россией, вряд ли можно счесть одобрительным: ведь любое объединение предполагает многогранную толерантность во всем, включая, видимо, вопросы веры, а на обсуждение этих вопросов РПЦ пока наложила табу. Нынешнее руководство православной церкви полагает, что оно – последний оплот на пути "вторжения на Русь и попытки насильственного насаждения католичества", упуская из виду, что отсутствие гибкости, даже с поправкой на традиционный для любой церкви консерватизм, приводит к результатам прямо противоположным. Когда-то лучшие представители российского правящего класса "бежали" в католицизм (впрочем, не только в него, но и в масонство) от удушающей затхлости общей атмосферы в обществе, в котором насаждались "самодержавие, православие, народность". В субботу на телемост вместе с традиционными католиками пришли и обычные православные, причем скорее из интереса и (или) чувства протеста, чем следуя убеждению сменить религию. РПЦ своей неудачной политикой способствует подлинному, а не мнимому бегству православных в католицизм. К тому же в России о "насильственном насаждении католичества", слава Богу, пока никто не слышал, чего нельзя сказать о, мягко говоря, напористой позиции РПЦ в отношении не воцерковленных российских граждан, между прочим, имеющих конституционное право поступать со своей верой так, как это им заблагорассудится.


Фото AP © 2002 Associated Press

Выбор читателей