Лучше быть в подполье,
чем без Березовского

Минюст РФ отказал "Либеральной России" в регистрации по формальным причинам. Однако лидеры партии считают, что истинные причины иные – президент намерен не допустить к власти оппозицию

Министерство юстиции России отказалось в пятницу зарегистрировать партию "Либеральная Россия". Напомним, что, согласно закону "О партиях", каждое общественно-политическое образование, претендующее на роль политической партии, обязано предоставить в Минюст свой устав и программу для проверки на соответствие основным критериям "партийности". На сегодняшний день, по сообщению замминистра юстиции Евгения Сидоренко, в регистрации отказано 10 партиям, одной из которых явилась "Либеральная Россия". Поводом к отказу, как утверждают чиновники, стало несоответствие 23 пунктов устава партии закону и Конституции России. Однако руководство "ЛР" заявило, что существует политическая причина отказа: борьба Путина с оппозицией.

Как стало известно сегодня, лидеры движения "Либеральная Россия" намерены обжаловать решение Минюста в Верховном суде РФ. Сопредседатель партии Сергей Юшенков сообщил "Yтру", что на компромисс с властью партия идти не собирается.

"Yтро": Сергей Николаевич, каковы причины отказа вам в регистрации?

Сергей Юшенков: Истинная причина заключается в том, что мы единственная последовательная либеральная демократическая партия, выступающая в оппозиции власти. Мы – реальная сила, которая может власти противостоять. Официальная причина – партию не будут регистрировать, потому что сопредседателем является Березовский. Так было нам заявлено, правда, при этом присутствовало всего два-три человека, но в суде мы готовы доказать, что слова эти были сказаны. Впрочем, мы уже неоднократно об этом заявляли, и опровержения не получили, поэтому можно считать, что эта версия вполне официальна. Вчера Сидоренко, между прочим, заявил, что "да, фамилия Березовского звучала при принятии решения" об отказе в регистрации. Остальные названные причины – 23 пункта в уставе, не соответствующие требованиям ЦИКа, – смешны, потому что то же самое написано в уставе путинской "Единой России". Между прочим, придирки по этим пунктам свидетельствуют о правовой безграмотности чиновников Минюста. Все предлоги действительно надуманные, и это видно, это лежит на поверхности.

"Y": Рассматриваете ли вы вероятность того, что партия не будет зарегистрирована до сентября 2003 года и не сможет принять участие в выборах в Госдуму?

С.Ю.: Это нереально. У нас еще есть 1 год и 3 месяца, и даже если начинать с нуля, времени должно хватить. Наоборот, у нас появилась возможность отстаивать наши права. Появились веские доказательства, которые мы можем представить в суд. И суд не может вынести решение не в нашу пользу. Оправдываться же придется Минюсту, а доказать его правоту очень трудно. Потому что иначе юристы должны будут отказать в регистрации "Единой России". Это создаст очень опасный и ненужный правительству Путина прецедент.

Правда, мы понимаем, что живем не в правовом государстве. Но если суды будут принимать решение не по закону, мы можем обратиться в Страсбургский суд по поводу нарушения права человека на свободное объединение в ассоциации. Мы пойдем до конца.

"Y": Как Вы считаете, нужен ли России закон "О партиях"?

С.Ю.: Сам закон о партиях антиконституционный, он вреден для нашего общества. Когда он принимался, мы говорили, что закон будет использован чиновниками для мелких придирок к партиям, с тем чтобы вынудить их на определенные компромиссы. Вообще у нас все поставлено с ног на голову – не партии контролируют власть, как оно должно быть, по идее, а власть контролирует партии.

Практически нигде в мире нет закона о партиях. Подобный юридический инструмент есть в ФРГ, потому что там есть госфинансирование партийных образований. Но там всего лишь следят за тем, чтобы в тексте устава не было призывов к расовой дискриминации или каких-либо подобных моментов. Нет запрета на организацию политической партии вообще. Если набрали 2% избирательских голосов – движение получает деньги от государства, если нет – живите на свои деньги. В Португалии и Мексике тоже нет жестких требований к уставам партий, есть только ограничения по количеству подписей, собранных от избирателей. А у нас – сплошная реализация ленинских норм в партии.

Закон о партиях – дискриминация граждан России. Получается, что все равны, но кто-то более равен. Закон антиконституционный. Но даже и установленные правила по этому закону выполняются выборочно, не для всех.

Между прочим, телеканалы в своем противостоянии власти понадеялись на суды, но ничего у них не вышло. Потому что дело было не в корпоративных разбирательствах, а в том, что власть хотела убрать неугодных. Михаил Касьянов так и сказал потом: мы решали задачу отлучения неугодных олигархов от рычагов власти.

"Y": В вашем случае тоже "отлучение олигархов"?

С.Ю.: Да, то же самое.

Сейчас все заявляют о поддержке Путина на президентских выборах. Мы имели наглость записать в уставе, что партия ставит перед собой цель избрать кандидата от партии на пост президента. Но мы не сказали, что мы поддержим Путина. С другой стороны, мы не указывали и другое имя, хотя понятно, что мы находимся в оппозиции. "Единая Россия" тоже не указала имя кандидата на выборы, к избранию которого они будут стремиться, но они на всех углах кричат о том, что им будет Путин. Вот и вся разница.

"Y": Возможен ли для "Либеральной России" компромисс с властью, если, например, вы поймете, что иначе вас не допустят в Госдуму?

С.Ю.: На компромисс с властью на основе сговора мы не пойдем. Нам неофициально предлагают определенные условия. Так, высокий чиновник в разговоре с Виктором Похмелкиным сообщил: "Есть два требования к вам. Во-первых, вы прекращаете оппозиционную риторику, во-вторых, убираете Березовского из сопредседателей". Тогда претензии к нам закончатся. Но мы на эти условия не пойдем.

"Y": То есть вы намерены действовать в полном соответствии с буквой закона?

С.Ю.: Да, хотя считаем, что закон антиконституционен.

Интервью подготовила Мария Молина.

Выбор читателей