Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Теперь, в век победившей глобализации и прагматизма, всё меньше остается барьеров и недружелюбных туземцев. Континент из отдельных фрагментов срастается на глазах в некое лоскутное одеяло. Большую роль в этом играют возрождаемые трансконтинентальные коридоры.
Одним из основных проектов подобного рода является транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА). Соглашение о его создании было подписано в 1993 г. Европейским союзом и восемью странами Азии. По существу, он представляет собой возрождение одного из древних маршрутов Великого шелкового пути. Маршрут проходит через Черное море, грузинский порт Поти, Каспийское море, казахстанский порт Актау и далее через республики Центральной Азии и Китай до Юго-Восточной Азии. На всем его протяжении активно ведется строительство и реконструкция дорог, мостов, портов и прочей инфраструктуры. В финансировании проекта участвует Европейский банк реконструкции и развития, а также ряд финансовых корпораций. В настоящее время к программе ТРАСЕКА присоединилось уже около 20 стран.
Россия традиционно не разделяет радости своих южных соседей по СНГ по поводу возрождения Великого шелкового пути. Дело в том, что этот самый путь проходит мимо ее территории. Неудивительно поэтому, что к проекту ТРАСЕКА, как мухи к липкой ленте, тянутся все окрестные государства, которые по каким-либо причинам недовольны Россией и ее влиянием на Кавказе и в Центральной Азии. Конечно, было дело, что и саму Россию приглашали поучаствовать в ТРАСЕКА – кусочком своей территории на Черноморском побережье, но это не изменило бы сути дела: РФ не получает в рамках маршрута никакого влияния на трансконтинентальный транзитный поток.
У России, конечно, есть доставшееся ей царское наследство – Транссибирская железнодорожная магистраль, транспортный хребет, который напрямую связывает Тихий океан с Западной Европой. В перспективе (если удастся немного обуздать воинственного Ким Чен Ира) Транссиб может получить продление по Корейскому полуострову. Однако возможности этой магистрали ограничены, она нуждается в значительной модернизации, а главное – ей никак не охватить своими транспортными услугами юг Азии, Ближний и Средний Восток – весьма важные и перспективные регионы. И вот Россия, чтобы не остаться в долгу, возрождает еще один древний торговый маршрут – "из варяг в греки". Она взяла себе в партнеры еще одну страну, которую ТРАСЕКА обошла стороной, – Иран – и совместно с ним и с Индией организовала маршрут "Север-Юг". Международный транспортный коридор (МТК) с этим названием юридически существует с 16 мая 2002 года – после ратификации соответствующего соглашения – и проходит через Россию, Каспийское море, Иран и Аравийское море, связывая Европу и центральные регионы России с государствами Персидского залива и Индией. Проект МТК подразумевает использование железнодорожного и морского транспорта и рассчитан на перевалку 15-20 миллионов тонн грузов в год, которые в настоящее время транспортируются через Суэцкий канал. Согласно расчетам, МТК сократит время транспортировки на 10-15 суток.
Если говорить о взаимных преимуществах и недостатках обоих названных трансконтинентальных маршрутов, то следует прежде всего отметить, что они конкурируют друг с другом лишь отчасти, поскольку связывают с Европой разные регионы (ТРАСЕКА – Центральную и Восточную Азию, МТК "Север-Юг" – Средний Восток и Южную Азию), причем ТРАСЕКА получается более "дальнобойной". Однако в Каспийском регионе маршруты всё же пересекаются и составляют друг другу конкуренцию. На стороне европейского проекта – большие деньги и грандиозные перспективы, однако российско-иранский маршрут (в отличие от ТРАСЕКА) уже сейчас неплохо работает: согласно данным Минтранса РФ, в 2002 году по нему было перевезено более 7 млн. тонн транзитных грузов, что на 20% превысило результат 2001 года. В текущем году объемы грузоперевозок могут составить свыше 9 млн. тонн. МТК "Из варяг в греки" более стабилен, чем "Великий шелковый путь", поскольку проходит по территории лишь двух, достаточно предсказуемых, государств. Шелковый путь, увы, на деле далеко не "шелковый": там высокие транзитные тарифы, серьезные разногласия стран-участников, а местами просто небезопасно.
Однако Европа не теряет интереса к Великому шелковому – ей нужна надежная, "земная" связь с Азией, в том числе и с самой восточной ее частью. Нужен стабильный доступ к углеводородным ресурсам Каспийского региона. А это значит, что проект будет развиваться: значительная часть транспортной инфраструктуры стран Кавказа и Центральной Азии уже органично встроена в комплексную программу ТРАСЕКА. Таким образом, коридор будет расти не только вперед, но и в стороны.
Но Россия и тут не отстает со своими варягами и греками. Недавно она предложила Евросоюзу соединить ряда панъевропейских транспортных коридоров с МТК "Север-Юг". На международной транспортной конференции, прошедшей в начале мая в Брюсселе, было предложено продлить панъевропейский коридор №5 от Киева до Астрахани, тем самым связав Европу через Каспий с Ираном, Индией и странами Персидского залива. А панъевропейские коридоры №2 (Берлин – Варшава – Минск – Москва) и №9 (Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва) довести до Нижнего Новгорода с выходом на всё тот же МТК "Север-Юг". Эти предложения были встречены с интересом.
Что ж, Евразия велика, и переизбыток транспортных коммуникаций ей не грозит. Поэтому, по всей видимости, соперничество проектов ТРАСЕКА и "Север-Юг" окончится слиянием конкурентов. Вполне логично, что транспортный вектор "Запад-Восток" дополнится вектором "Север-Юг", а пересекутся они как раз на Каспийском море. Так что последователи Льва Гумилева получат шанс продолжить его историю, которая будет называться "Второе тысячелетие вокруг Каспия".
На Украине понимают, что конфликт заканчивается не по благоприятному сценарию