Два лебедя, рак и щука

На сегодняшний день имеет смысл объединять российский и казахстанский рынки. А там, глядишь, и Белоруссия "дозреет", и Украина поймет, что в Европу ее все равно не пустят




Телега постсоветской интеграции упорно не хочет двигаться с места, какие усилия ни прилагай и какие вывески к ней ни приколачивай – СНГ, Таможенный союз, Евроазиатский союз или Единое Экономическое Пространство (ЕЭП). В такое пространство решили сомкнуться Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия. Однако, глядя на их потуги, невольно вспоминаешь известную басню дедушки Крылова. В повозку впряглись, правда, не один, а сразу два лебедя, пытающихся взмыть в небеса интеграции, но что проку, если белорусский рак пятится в окопы административной экономики, а украинская щука норовит ускользнуть в сторону – в желанную европейскую заводь.

Как известно, договор о создании ЕЭП президенты четырех стран подписали 19 сентября с.г. в Ялте на саммите СНГ. Впрочем, это лишь рамочное соглашение, фиксирующее намерение участников гармонизировать свои законодательства, сформировать на первом этапе зону свободной торговли, затем таможенный союз с регулирующим наднациональным органом и, наконец, собственно единое пространство, в котором будут свободно циркулировать товары, капиталы и рабочая сила. Конкретным содержанием достигнутые в Ялте договоренности должны наполниться в ходе дальнейших консультаций, прежде всего в формате заседаний Группы высокого уровня (ГВУ), возглавляемой четырьмя вице-премьерами (Виктор Христенко от России, Сауат Мынбаев от Казахстана, Андрей Кобяков от Белоруссии и Николай Азаров от Украины). К их встречам свои рекомендации по различным направлениям интеграции готовят 7 групп экспертов. Очередное заседание ГВУ состоялось 29 ноября в Киеве, предыдущее – 14 ноября в Москве, где пройдет и следующее заседание, намеченное на 18-19 декабря. Однако достаточно интенсивный график встреч отнюдь не свидетельствует о прогрессе в их содержательной части. Так, официальный представитель МИД Белоруссии Андрей Савиных отметил, что киевский раунд переговоров "проходил достаточно сложно", и не исключил, что "процесс формирования ЕЭП завязнет в согласованиях и противоречиях". Переговоры в Киеве забуксовали, в частности, на проблемах унификации субсидирования промышленности и господдержки экспорта. А вообще из 168 вынесенных на обсуждение вопросов согласована, по словам Виктора Христенко, только треть.

Единые правила господдержки национальных товаропроизводителей – необходимое условие для устранения таможенных барьеров. Предполагалось, между прочим, начать не с этого, а с общей гармонизации экономических законодательств, однако по настоянию Украины переговоры сейчас сконцентрировались на тех вопросах, которые непосредственно относятся к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ). Выступая на заседании ГВУ в Киеве, президент Леонид Кучма подчеркнул, что "успешное формирование ЕЭП напрямую зависит от последовательности предпринимаемых для этого шагов" и начинать надо именно с ЗСТ. О том же неоднократно заявлял и министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, не устающий также повторять, что главным приоритетом внешней политики Украины является сближение с ЕС.

Собственно говоря, свободная торговля с Россией, а значит, закупки российских энергоносителей по внутрироссийским ценам (без экспортных пошлин и с уплатой НДС по месту назначения, т.е. в Украине) плюс снятие всех ограничений для украинского экспорта в РФ – это все, что нужно Киеву от проекта ЕЭП. Не случайно ялтинское соглашение Украина подписала с оговоркой, что будет выполнять его в части, не противоречащей конституции страны. Леонид Кучма, а за ним и другие украинские официальные лица пояснили, что Украина ни в коем случае не согласится на создание наднациональных органов. Между тем без таких органов вся идея ЕЭП – полная ерунда. Интегрироваться с Россией более глубоко, чем в ЗСТ, Украина не хочет и не будет, поскольку это может помешать ее европейским планам (наднациональные органы ЕС ее не пугают). В Киеве, в общем-то, и не скрывают, что пошли на участие в затее под названием ЕЭП только затем, чтобы как-то "перекантоваться" до тех пор, пока не приоткроются двери в Европу.

Спрашивается: а зачем тогда это нужно Москве? От создания ЗСТ с нашим незалежным соседом Россия понесет сплошные убытки. Это не только прямые потери бюджета в случае "свободных" поставок на Украину нефти и газа, но и новый ущерб от экспансии на отечественный рынок украинских товаров – прежде всего продукции металлургической и пищевой промышленности. Причем более низкие цены украинских производителей во многом объясняются как раз бюджетными субсидиями, что и это стало камнем преткновения на киевском заседании ГВУ. Экономическая интеграция с Украиной может быть выгодна для России лишь в долгосрочной перспективе в случае полной реализации идеи ЕЭП, то есть при таком взаимном сближении, которого Украина категорически не желает.

Во всех интеграционных начинаниях на постсоветском пространстве Киев неизменно играет обструкционистскую роль по принципу: "и сам не ам, и другому не дам". На прошедшей в середине ноября в Санкт-Петербурге конференции "Разнообразие путей развития демократии на постсоветском пространстве – опыт России, Украины, Казахстана" основатель "Независимой газеты" Виталий Третьяков заметил: "Украину надо жирной чертой вычеркнуть из интеграционной тройки. До сих пор происходит то, что Украина раз за разом получает некий "пакет акций", которым она голосует против России и интересов интеграции. Украине хотя бы раз нужно не дать в руки этот пакет, публично вычеркнув ее из союза. Это окажет более позитивное влияние на отношения России с Украиной, чем постоянные уступки Украине с целью привлечь ее в общие проекты".

Мы здесь не останавливаемся подробно на многосложных проблемах российско-белорусской интеграции, но ведь ясно, что ежа с ужом скрестить невозможно. Состоявшаяся в начале декабря в Москве очередная встреча премьеров двух стран не принесла в этом смысле ничего нового (в том числе и что касается валютной интеграции). Еще Горбачев пробовал соединить план и рынок – результат всем известен.

Если не тешить себя иллюзиями и проводить честную политику, то реально интегрироваться сейчас можно и нужно лишь с Казахстаном. Кстати, Астана и экономические реформы проводит, и интеграционные проекты выдвигает куда активней, нежели Москва. Так давайте объединять российский и казахстанский рынки. А там, глядишь, и Белоруссия "дозреет", и Украина поймет, что в Европу ее все равно не пустят.

Выбор читателей