Назло окаменевшим прадедушкам

Снимки начала XX в. узнаются сразу: окаменевшие прадедушки и прабабушки с вытаращенными глазами и застывшими улыбками... Между тем уже тогда находились смельчаки, презрительно называвшие их порождением "мертвой камеры"


Фото: fotograf.ru



Первый русский дагерротип увидел свет еще в 1840 году. А в 1849-м известный фотомастер С.Левицкий открыл в Петербурге дагерротипное заведение "Светопись". С тех пор искусство фотографии в России часто называли этим красивым термином-переводом.

Первые мэтры дагерротипного дела искренне сравнивали свое искусство с живописью и графикой и стремились превзойти лучших мастеров своей эпохи. Так продолжалась до тех пор, пока в 1854 г. парижский фотограф Адольф Диздери не ввел в моду небольшие фотографии 6х8 см, исполненные по ускоренной методике. Каждый снимок легко тиражировался и уже не доводился "до ума" рукою мастера. Зато любой уважающий себя светский человек непременно держал при себе несколько таких отпечатков-визиток, предназначенных для салонных дамских альбомов. Отцы-основатели российской фотографии приходили в ужас. Тот же Левицкий писал о печальной судьбе современной фотографии: "При дальнейшем развитии светописи она потерпела большой урон через очень талантливого парижского фотографа Диздери, нанесшего художественной портретной фотографии жестокий удар введением фотографических карточек. Это изобретение вынудило почти всех фотографов отказаться прилагать все старания к доведению своих произведений до совершенства, удовлетворяющего требованиям изящного вкуса, и приняться за изготовление светописей дюжинами... их изделия становились почти на одну доску с дюжинами любого товара: чулок, рубашек, тарелок, устриц и т. п.". С этого момента и почти пятьдесят лет светопись оставалась лишь модным ремеслом.

В таком виде она и шагнула в XX век. Снимки начала прошлого столетия узнаются сразу: окаменевшие прадедушки и прабабушки с вытаращенными глазами и застывшими улыбками, контрастные архитектурные виды на старинных открытках. Между тем уже в те далекие времена находились смельчаки, презрительно называвшие подобные снимки "протоколом", порожденным "мертвой камерой".

Не прошло и полувека с тех пор, как потрясенный мир узнал самый достоверный и реалистичный вид искусства, а в стройных рядах служителей музы фотографии наметился серьезный разлад. Молодые изгои, именовавшие себя "пикториалистами", посягнули на самое святое: на высшее предназначение всей фотоиндустрии. В то время, когда многие художники пытались подражать суровой жизненной правде фотографических отпечатков, эти революционеры, наоборот, вознамерились вернуть своим произведениям качества, присущие безнадежно устаревшей живописи и решительно вышедшей из моды графике. Подобно опальным импрессионистам, они стремились передать атмосферу определенного настроения, эмоционального переживания жизненного момента, отразить душевное состояние позирующей модели. В начале XX столетия идея создания стиля, близкого манере импрессионистов, завладела умами многих любителей и профессионалов как в Европе, так и в России.

Немецкие портретисты Р.Дюркооп, Н.Першейд и Г.Эрфурт отказались от традиционного искусственного верхнего света, предпочитая осуществлять съемку в обычных комнатах при естественном освещении. Английские фотографы неустанно бились над созданием активного светотеневого рисунка. В моду вошли отпечатки, изготовленные на шероховатой бумаге, подобно той, на которой печатались гравюры. Ультрасовременные и точные объективы последователи нового стиля намеренно заменяли на мягкорисующие. Но высшим шиком считалось снимать простым, очковым стеклом, не обращая внимания на детали. Даже в самих способах печати снимков проводились поиски новых процессов, которые позволяли бы фотографу, подобно живописцу, стать полновластным творцом изображения. Пигментный способ придавал снимку вид гравюры, платинотипия давала большую сочность отпечатку и глубину тонов, а гуммиарабиковый процесс позволял имитировать любую технику и фактуру.

Николай Петров был основоположником и пропагандистом живописного (пикториального) стиля в фотографии в России. Работая редактором журнала "Вестник фотографии" в 1911-1915 гг., он неоднократно выступал со статьями, в которых призывал фотографов отречься от тупой механической работы с камерой и направить свои способности на создание подлинно художественных снимков. Многолетний председатель киевского общества фотографов-любителей "Дагер", организатор международных фотовыставок в Киеве в начале столетия, он сумел прославиться во всем мире как непревзойденный мастер психологического портрета.

На выставке "Светопись настроения", организованной Государственным Историческим музеем в галерее Вознесенских ворот, представлены работы Николая Петрова из семейного архива Ольги Ивановны Шмальгаузен, племянницы мастера. Коллекция по сути уникальна. В других государственных и частных собраниях фотографий сохранились лишь отдельные экземпляры произведений Петрова. Персональная выставка позволяет в полной мере оценить творчество фотографа, которого менее чем сто лет назад мировая художественная общественность единодушно признавала ведущим мастером русской художественной светописи.

Выставка продлится до 31 мая.

Выбор читателей