Не всякий бобик достоин стать чучелом

Сосед явился к нам с вопросом: нет ли среди наших знакомых таксидермиста. Оказалось, он желал увековечить умершую собаку... Впрочем, профессиональные таксидермисты чаще всего за такую работу не берутся




У Нормана Бейтса было хобби – он обожал делать чучела птиц. Но однажды Норман, у которого и так было нехорошо с головой, окончательно повредился рассудком и сделал чучело из собственной умершей матушки. Потому что горячо ее любил... Фильм "Психоз" великого Хичкока пришел мне на память, когда убитый горем сосед пришел к нам с вопросом: нет ли среди наших знакомых таксидермиста. Оказалось, у соседа померла собака, и он желал бы ее таким вот макаром увековечить...

На мой взгляд, чучела уместны в музее или в каком-нибудь охотничьем клубе. В обычной квартире от них становится как-то не по себе. Впрочем, ненормальных, желающих иметь дома чучело безвременно почившего мурзика или шарика, не так уж и много, да и профессиональные таксидермисты чаще всего за такую работу не берутся. Заказчики таксидермистов – в основном зоологические музеи и охотники. Первые заинтересованы в новых экспонатах, а вторые желают украсить интерьер собственными трофеями. Кстати, в прайс-листе одного из туристических бюро, предлагающего услуги по организации сафари, имеются расценки на таксидермию трофеев, среди которых значатся гепард, бабуин, зебра, саблевидная антилопа и даже жираф! Что ж... искусство изготовления чучел, видимо, и возникло из желания древнего охотника сохранить память о своих жертвах.

Слово "таксидермия" (от греческих слов taxis – устройство и derma – кожа, шкура) означает изготовление специалистом чучел животных и птиц. До сих пор никто толком не может ответить на вопрос, что же это все-таки такое – искусство, хобби или одно из ответвлений зоологической науки. Скорее всего, и то, и другое, и третье. Скажем, если мастер изготавливает чучело для зоологического музея, то в этом случае он работает на благо науки, а если делает композицию по заказу отдельного гражданина, то это искусство. Приходят в эту профессию, как правило, люди, увлеченные с детства. Свои первые чучела они делают еще в школе, обычно из самого доступного "материала" – голубей, галок, воробьев. Кстати, сами таксидермисты очень не любят, когда их называют чучельниками, а их творения – чучелами. Мастер-таксидермист должен объединять в себе химика, инженера и анатома, биолога и художника-анималиста. Сделать чучело "живым", с характерным "выражением лица", присущим именно данному виду, удается далеко не каждому. У специалистов есть масса критериев, по которым оценивается качество работы. Например, у чучела млекопитающего нос должен казаться влажным. Много мороки с глазами: таксидермисты либо покупают человеческие глазные протезы (что дорого и годится только для крупных животных), либо пользуются глазами от игрушек.

Для изготовления чучел используются самые разные материалы. Например, остов (каркас) животного делают не только из костей скелета, но также из проволоки, досок, металлических прутьев. Туловище набивают соломой, стружкой и ватой. Шкуру натягивают и зашивают после нескольких примерок. Еще есть "метод твердой тушки", означающий, что туловище животного вырезают из пенопласта. Также существует скульптурная таксидермия, когда фигуру животного лепят из глины, затем делают гипсовую форму, а уж по ней выклеивают слепок из папье-маше.

На самом деле чучельники неохотно делятся секретами своего искусства. Да это и неудивительно, ведь профессии таксидермиста приходится учиться всю жизнь. Причем специальных школ в России как таковых не существует – есть курсы, где за немалые деньги обучают только азам мастерства.

В Россию искусство таксидермии пришло во времена Петра I, который издал указ о поиске по всем городам и весям "всякого урода, будь то зверь, птица или какая другая скотина". Так была создана Кунсткамера. А много позже, в 30-х годах XIX в., открылся Зоологический музей, в стенах которого основали российскую таксидермическую школу. Московскую школу создал Федор Лоренц. У него учились знаменитые мастера таксидермии Федуловы, которые работали для Дарвиновского музея, который располагает уникальной коллекцией чучел животных.

Сегодня российские музеи практически не заказывают чучельникам новые экспонаты, так как на их приобретение нет денег. Ведь услуги таксидермистов стоят достаточно дорого. Например, небольшое чучело медведя стоит от $1000 и выше. Ну а сами таксидермические мастерские живут за счет частных заказов любителей трофеев.

Между прочим, говорят, что обладать шедеврами таксидермии не менее выгодно, чем произведениями живописи.

Выбор читателей