Космический туризм умрет в зародыше

Тезис о том, что космос станет новой туристической Меккой, несостоятелен. Для этого, прежде всего, нет подходящих космических аппаратов. Но даже если бы и были, космос все равно остается чрезвычайно враждебной средой для человека




Совсем недавно мировые СМИ громогласно провозгласили весть о скором начале туристического бума в космосе. Поводом к этому послужил второй зачетный полет частного пилотируемого космического аппарата SpaceShipOne, который достиг 100-километровой высоты и несколько секунд провел там, где кончается земная атмосфера и начинается ближний космос.

Этот полет вызвал восторг как у руководителей структур, причастных к полету SpaceShipOne, так и у директоров крупнейших туристических агентств. Один из них даже с пафосом заявил о том, что в ближайшее время в космос полетят десятки тысяч туристов.

На самом деле с массовыми полетами в космические дали не так все просто. Космос был и остается привлекательной и одновременно чрезвычайно враждебной средой для человека. Выражение "сквозь тернии – к звездам" очень точно характеризует процесс покорения космического пространства, связанный не только с великими победами, но и с масштабными трагедиями. 1967 год: гибель троих американских астронавтов во время пожара на космическом корабле "Аполлон". 1971 год: во время спуска с орбиты из-за разгерметизации спускаемого аппарата погибли три советских космонавта. 1986 год: первая катастрофа с американским шаттлом "Челленджер", на борту которого находилось семеро астронавтов. 2002 год: гибель "Колумбии", потрясшая весь мир. Все эти катастрофы произошли несмотря на все мыслимые и немыслимые меры по обеспечению безопасности полетов и совершенствованию спасательных средств.

Смогут ли конструкторы современных туристических кораблей, которые совершают "блошиные прыжки" в космос, обеспечить такую же безопасность пассажиров, как на серийных кораблях и ракетах-носителях? Нет – ни сегодня, ни завтра это невозможно по ряду технических и экономических причин.

И что будет с туристом, если тот же SpaceShipOne попадет в неуправляемое вращение, как это случилось в его первом полете, и развалится на высоте 100 километров? В настоящее время на месте туриста нет катапультного кресла, он не облачен в надежный скафандр, он не проходил изнурительные тренировки на центрифуге, не прыгал десятки раз с парашютом, как профессиональные космонавты. Если же на SpaceShipOne установить все необходимое спасательное оборудование (без которого, по логике вещей, летать нельзя), он станет значительно тяжелее и самолет-носитель не сможет поднять его в воздух, а сам аппарат – покинуть пределы атмосферы. В свою очередь, без обеспечения безопасности полета ни одно страховое агентство не застрахует жизнь космического туриста, а без этого в развитых странах не принято летать даже в соседний город, не говоря уже о космосе.

Еще более строгие меры безопасности необходимы при выполнении орбитального полета вокруг Земли. Для этого нужен другой, более мощный носитель, настоящий, а не "игрушечный" космический корабль, а также более надежные средства спасения.

Однако самый страшный враг космического туриста, если он все-таки полетит вокруг Земли, –невесомость. Вот как описывал свои совсем не героические ощущения при полете на станцию "Мир" один из известных наших космонавтов: "При выходе на околоземную орбиту космического корабля, когда возникла невесомость, я почувствовал, что кто-то подвесил меня за ноги вниз головой. Сразу же захотелось принять нормальное положение, хотя я в нем и находился. Кроме того, малейшее движение приводило к тому, что я начинал вращаться как волчок. К горлу постоянно подкатывала тошнота. На станции я долго не мог понять, где пол, а где потолок. Долго привыкал, но потом привык... Сильное чувство я испытал уже при посадке космического корабля. Он какое-то время летел через атмосферу в сплошном огне. Я ощущал себя, как в жерле вулкана. Когда раскрылся парашют, спускаемый аппарат мотало из стороны в сторону, так что спуск напоминал штопор на самолете-истребителе. Приземление было еще то. Наверное, тот человек, который назвал эту посадку мягкой, обладал большим чувством юмора. Удар был довольно приличным. Кроме того, шар спускаемого аппарата перевернулся, и меня придавило грузовым контейнером. В общем, я еле вылез". Это – воспоминания профессионала. Что уж говорить о неподготовленных людях... Весь мир с изумлением наблюдал приземление первого космического туриста – американца Денниса Тито, который так плохо перенес космическое путешествие, что его едва живого вынесли из спускаемого аппарата на руках. Он еле-еле произнес пару слов, и его быстро утащили в палатку. Потом был самолет и госпиталь, где американец долго приходил в себя. Легче перенес испытание невесомостью второй космический турист – южноафриканец Марк Шаттлворт. Но он гораздо моложе Тито, здоровее и упорно тренировался не один год.

В общем, тезис о том, что космос может стать Меккой для тысяч обеспеченных туристов, сегодня несостоятелен. По этой же причине бредовой кажется затея с размещением в космосе туристических отелей. Если на них не будет обеспечено искусственное тяготение – а пока это хотя невозможно из-за огромных денежных затрат и технических трудностей, – то в ближайшие 50 лет такие отели на орбите не появятся.

Да и что будут делать в этих космогостиницах искушенные земными радостями туристы? Смотреть на мельтешение земной поверхности, которая проносится под ними с огромной скоростью? Пить виски и есть икру? Но в невесомости делать это очень трудно. А если все время тошнит и голова становится чугунной от прилива крови, то поневоле подумаешь – ну не дурак ли ты?

Однако предположим, что космический туризм в какой-то мере получит право на жизнь. Какое место займет Россия в дележке этого лакомого пирога стоимостью около $1 миллиарда? Да никакого. Хотя у нас и имеются проекты кораблей, подобных SpaceShipOne. Это, например, авиационная космическая система С-ХХI, разработанная на ЭМЗ им. Мясищева. Она рассчитана на размещение пилота и двух пассажиров, которые располагаются в скафандрах на катапультных креслах, обеспечивающих их спасение, – правда, только до высоты 25 километров. Время невесомости в полете составит 3 минуты, перегрузка – 4 единицы.

Однако на реализацию этого, как и множества других технических проектов, в нашем славном государстве нет денег. Отечественные толстосумы привыкли работать на "коротких" деньгах и большой прибыли, космос же требует огромных вложений на десятки лет вперед, причем риск остаться на бобах весьма велик. Так что с этой стороны помощи ждать не приходится. Государство также не будет принимать участие в таких сомнительных проектах – во-первых, потому, что оно практически устранилось от участия в чем-либо, а во-вторых, из-за опасения, как бы этот космический турист не свалился бы вместе со своим космическим кораблем, например, на Кремль...

Выбор читателей