Умер великий советский хоккеист

В ночь со среды на четверг в Москве в возрасте 63-х лет ушел из жизни Александр Павлович Рагулин. Похоже, второго такого "русского медведя" в нашем хоккее уже никогда не будет


Фото: biograph.comstar.ru



В ночь со среды на четверг в Москве в возрасте 63 лет умер великий советский хоккеист Александр Рагулин, для людей старшего поколения – фигура культовая. Александр Палыч для 60-х – это, пожалуй, круче, чем лучшие оборонцы страны 80-х Фетисов и Касатонов вместе взятые. Шли годы, у Рагулина менялись партнеры, а он оставался непререкаемым авторитетом в ЦСКА и сборной страны.

Во многом с Рагулиным и связаны успехи сборной СССР 60-х годов. С ним сборная выиграла 10 чемпионатов мира из 12-ти, в которых он принимал участие. В первый раз он поехал на мировое первенство в 1961 г., в 1973-м сыграл на своем последнем чемпионате мира. С Рагулиным советская сборная добилась и трех побед на Олимпийских играх: в Инсбруке-64, Гренобле-68 и Саппоро-72. Получается, что Рагулин завоевал в составе сборной СССР 13 золотых медалей. Этот рекорд удалось лишь повторить (Владиславу Третьяку), превзойти его так никто и не смог.

В 102-х матчах мировых первенств и Олимпиад лидер обороны забросил 14 шайб. В 1966 г. Рагулин назывался лучшим защитником чемпионата мира, помимо этого он четырежды (в 1963, 1965, 1966 и 1967 гг.) попадал в символическую сборную мировых первенств, а в 1964 г. попал и в All Stars иннсбрукской Олимпиады.

Но только ли титулы и регалии мы вспоминаем, когда говорим о Рагулине? Саму фигуру его, манеру держаться на льду – забыть невозможно. Не столько невероятно высокий, сколько чрезвычайно "габаритный", постоянно с поднятой головой и низко опущенными руками, но в то же время, всегда готовый встретить соперника, он являл собой образец неприступности обороны советской сборной тех лет.

На мощную фигуру Рагулина не могли не обратить внимание даже люди, слабо разбирающиеся в хоккее. Замечательный наш журналист и писатель Юрий Трифонов, в 1967 г. посетивший чемпионат мира по хоккею в Вене, вспоминал, как австрийцам, публике в те годы совсем уж малохоккейной, казалось, что болельщики советской сборной подбадривают своих возгласами "Рагу! Рагу!". Ага, это кличка Рагулина, думали австрийцы. Больших трудов стоило Трифонову и его коллегам убедить их в том, что работники советского посольства, посещающие матчи сборной, кричат "Шайбу! Шайбу!", просто так вот созвучно получается. Впрочем, то, что у Рагулина были свои персональные болельщики, ходившие на "шайбу" специально, чтобы посмотреть на игру армейского защитника, сомнению не подлежит.

Многие запомнили Рагулина, как хоккеиста ЦСКА, за который он провел 427 матчей и забросил 63 шайбы, но не многие знают, что первую известность внутри страны Александр Палыч получил, выступая с 1957 по 1962 год за подмосковный "Химик". Основатель этой команды и тренер Рагулина в "Химике" Николай Семенович Эпштейн, знаменитый Семеныч, вчера едва находил слова, чтобы прокомментировать весть о смерти одного из самых любимых своих воспитанников: "Еще несколько дней назад мы общались с Сашей на одном из матчей российского чемпионата. Он прекрасно выглядел. Даже не верится, что с ним могло такое случиться...".

Скорбят по поводу скоропостижной смерти великого хоккеиста и в ЦСКА, детской школой которого руководил Рагулин, и в Новосибирске, где он возглавлял местный СКА, и в Федерации хоккея России, где он в последние годы отвечал за работу с ветеранами.

Известие о его смерти было с горечью встречено и за рубежом, где у Рагулина всегда была масса поклонников. Десять титулов чемпиона мира и три золотые олимпийские медали не могли не сделать Рагулина культовой фигурой и за пределами СССР. В 1997 г. он был введен в Зал Славы Международной федерации хоккея с шайбой. Александр Павлович стал одним из первых, кто удостоился этой чести, ведь Зал Славы ИИХФ, по примеру Зала Слава НХЛ, был образован как раз в 1997 году.

В четверг, узнав о смерти великого хоккеиста, президент ИИХФ Рене Фазель не мог удержаться от комментария следующего содержания: "Для нас он был олицетворением русского медведя. Это был тип защитника, с которым ни один, даже самый великий форвард, не хотел сталкиваться в углу площадки или на "пятачке" перед воротами. Вне всякого сомнения, Рагулин был лучшим в мире защитником шестидесятых. Мы все скорбим по поводу его безвременной кончины".

В российском хоккее сейчас немало классных защитников, высоко котирующихся и в Национальной хоккейной лиге, и на родине. Но нет ни одного, кто походил бы на Рагулина манерой игры и в то же время имел столь непререкаемый авторитет на льду и вне его. Похоже, второго такого "русского медведя" в нашем хоккее уже никогда не будет...

Выбор читателей