Независимого суда в России нет и не предвидится

Доверие россиян к судебной системе в последние годы упало почти до нуля. Сами судьи признают, что независимость суда не более чем миф: значимые решения не принимаются без согласования с исполнительной властью




Проблемы системы отправления правосудия в России в очередной раз обсуждались на "круглом столе", в работе которого приняли участие известные правозащитники и сами представители судейского сословия. Мероприятие было названо "Зависимость суда как норма российского правосудия".

"Я констатирую полное разложение судебной системы в России, поскольку суд окончательно перестал быть независимым, – заявил сопредседатель комиссии московского отделения РПД "Яблоко" по коррупции в судебных и правоохранительных органах Владимир Химаныч. – Суд превратился в орган, который именем Российской Федерации утверждает заранее принятые исполнительной властью решения".

В Москве, по словам правозащитника, существует негласная директива о том, что судья, выносящий достаточное количество оправдательных приговоров, городу просто не нужен. В частности, были приведены примеры, когда в результате произвола руководства Московского городского суда несколько судей лишились своих должностей. Александр Меликов, работавший ранее судьей Дорогомиловского суда, рассказал, что его неприятности начались после перерегистрации суда, в котором он работал, из межмуниципального в районный. Он и 12 его коллег не обнаружили себя в списках переназначенных судей. По мнению Меликова, это произошло потому, что Мосгорсуд считает его позицию на процессах, касающихся ДТП и правонарушений, осуществленных несовершеннолетними, излишне либеральной.

Лишенная статуса судьи Московского городского суда Ольга Кудешкина полагает, что ее злоключения начались после того, как она предала гласности факты давления на нее прокуратуры Москвы и руководства Мосгорсуда в связи делом о контрабанде мебели. Следователь, который вел скандальное дело, был сам осужден, а судья была отстранена от ведения процесса после вмешательства главы Мосгорсуда Ольги Егоровой. "Годы работы в Мосгорсуде вселили в меня сомнения в существовании в столице независимого суда. Ни одно решение судебных инстанций, имеющее социально значимое звучание, не выносится без согласования с руководством Мосгорсуда, а уж оно согласовывает их с исполнительной властью", – считает Кудешкина. Она озвучила данные о том, что доверие россиян к действиям судов катастрофически падает. Если в 1999 г. 35% россиян доверяли судам, в 2003 г. поддержка снизилась до 25%, а в 2004 г. составила менее 10 процентов. "Мало повысить судьям зарплату, хотя это тоже важно. Судьи – это часть общества, и им присущи все пороки существующего времени. Чтобы избавить систему от коррупции, повышение зарплаты необходимо. Но самое главное – это избавить судей от зависимости от исполнительной власти", – полагает Ольга Кудешкина.

Количество судей, уволенных "по порочащим основаниям", неуклонно возрастает. И все уволенные представители судебной власти говорят о том, что они испытывали давление со стороны председателей судов. "Судьи обращаются с письмами к президенту, в Государственную думу, но все эти обращения возвращаются на уровень квалификационных коллегий, которые и принимали решения о лишении судей их статуса, – заявила Кудешкина. – Совершенно независимых судов нет даже в развитых демократических странах. Но у нас на несколько порядков выше коррупция и на несколько порядков ниже доверие граждан к судебной власти".

По мнению правозащитника Валерия Борщева, эксперта комиссии по правам человека при президенте РФ, единственный способ ухода от зависимости судей – это общественный контроль. "Сегодня в качестве представителей общественности фигурирует "научная общественность", которая, как правило, тоже зависима от исполнительной власти, – полагает эксперт. – Власть не нуждается в независимом суде, но наш долг – обеспечить эту независимость".

Выбор читателей