Священнодействие ко Дню Победы

14 февраля на сцене Дома музыки прошло открытие юбилейного международного проекта "Площадь Победы". В исполнении солистов, хора и оркестра "Новой оперы" под управлением Риккардо Капассо прозвучал "Реквием" Верди




14 февраля на сцене Дома музыки прошло открытие юбилейного международного проекта "Площадь Победы". В исполнении солистов, хора и оркестра "Новой оперы" прозвучал "Реквием" Джузеппе Верди. За дирижерским пультом стоял итальянец – Риккардо Капассо. Хотя пульта как такового не было – маэстро дирижировал по памяти и, конечно, стал главным героем вечера.

Ничто, по большому счету, не предвещало, что концерт станет событием. Возможности коллектива "Новой оперы" известны, а имя маэстро Капассо слуху московского зрителя, видимо, мало о чем говорит, несмотря на то, что дирижер уже не раз выступал у нас, в частности с оркестром Вероники Дударовой.

Эти соображения, да еще совершенно немыслимая метель не позволили заполнить огромный Светлановский зал ММДМ и на треть. Тем не менее ветераны на концерт пришли – ведь именно им посвящается новый проект. Вечер открылся выступлением посла Италии в России Джанфранко Факко Бонетти. Когда стихли приветственные аплодисменты участникам концерта, на сцену Дома музыки вышел седовласый маэстро.

Знаменитый "Реквием" Верди очень часто сравнивают с фресками Микеланджело. Риккардо Капассо это сравнение подтвердил как нельзя лучше. Мне не раз приходилось слушать "Реквием" и живьем, и в записи самых лучших мировых коллективов. С полной уверенностью могу сказать, что его исполнение под руководством маэстро Капассо по эмоциональной яркости, одухотворенности и в то же время взвешенности не уступает самым лучшим трактовкам. Чувствовалось, что произведение, несомненно, отрепетированное и подготовленное, рождается на глазах у зрителя, здесь и сейчас. Маэстро, как я уже говорил, священнодействовал без нот – музыка была у него, что называется, "в руках". Капассо задавал тон не только хору и оркестру, но и солистам, из которых буквально вытягивал нужное ему звучание.

В концерте приняли участие лучшие голоса "Новой оперы" – Татьяна Смирнова (сопрано), Маргарита Некрасова (меццо-сопрано), Александр Богданов (тенор) и Алексей Антонов (бас). Александр Богданов провел выступление вполне гладко, но, видимо, такова уж специфика произведения, что тенору в нем отведено скромное место, даже несмотря на знаменитое "Ingemisco". Основная тяжесть ложится на остальных солистов. Однако выступить на должном уровне Маргарите Некрасовой не позволила, как я подозреваю, погода, и поэтому временами ее голос звучал неровно. Чего нельзя сказать о могучем басе Алексея Антонова, который не тонул даже в мощных волнах хора. Благородная манера звукоизвлечения, красивый тембр и вполне осмысленное пение сделали свое дело. Несомненным украшением вечера стала Татьяна Смирнова, чье эмоциональное пение не могло оставить слушателей равнодушными.

Когда отзвучал последний аккорд, в зале на некоторое время воцарилась тишина и только потом робко и неуверенно раздались первые аплодисменты, переросшие в бурную овацию. Музыканты, это чувствовалось по их несколько обескураженным лицам, были сами удивлены тем, что им удалось совершить. Цветов было до обидного мало, а подаренные букеты маэстро Капассо тут же раздал ветеранам.

Проект "Площадь Победы", с таким успехом открытый 14 февраля, продлится вплоть до 9 мая и объединит в себе два концертных цикла – "Союзники Победы" и "Реквием павшим". Каждый из концертов на сцене Светлановского зала Дома музыки будет представлять собой творческий альянс ведущих российских коллективов, выдающихся исполнителей и музыкантов стран-участниц проекта – Италии, Франции, США, Великобритании, Германии и т.д. В рамках цикла "Реквием павшим" состоится российско-израильско-американский проект "Памяти жертв Холокоста". Завершит проект Гала-концерт 9 мая "Песни военных лет".

P.S. В заключение, мне еще раз хотелось бы обратить внимание на то, как мало зрителей было на этом концерте. Сваливать все на непогоду я не стал бы. Отнюдь. Выступи в тот вечер хоть какая бездарность, но со звучной фамилией, народ бы валом повалил, застревая в сугробах, но с одним лишь желанием засветиться в нужном месте в нужное время. Концерты же, на которых силой духа исполнителей рождаются настоящие шедевры, к сожалению, проходят при полупустых залах.

Хотелось бы ошибиться, но, думается, что свою, как ни странно, пагубную роль сыграло и то, что концерт так или иначе приурочен ко Дню Победы. В свете огромного количества государственных проектов и верховных разнарядок отмечать юбилей с помпой, сама идея оказывается настолько замусоленной и скомпрометированной, что не может не вызвать закономерного отторжения зрителей.

Выбор читателей