Прибалтика мечтает освободиться от России. Тщетно

Прибалты готовы использовать какое угодно топливо, лишь бы оно было нероссийского происхождения. Остается напомнить им слова Менделеева, что топить ведь можно и ассигнациями




В начале июля в Юрмале прошла международная конференция с участием политиков, экспертов и предпринимателей более чем из 15 стран под названием "Балтийские государства, Центральная и Восточная Европа – новые условия энергетической безопасности". Фактически речь на конференции шла о том, как бы было хорошо, если бы новые и будущие члены Евросоюза сумели ослабить энергетический поводок, привязывающий их к России. Место проведения конференции само по себе символично. При тех чувствах, которые питают к бывшей метрополии страны Балтии, для них особенно болезненна зависимость от поставок российских энергоресурсов. Увы, все гипотетические альтернативные варианты нефтегазового импорта просто нерентабельны. Между тем в скором времени Прибалтику ожидает новая напасть – дефицит собственной электроэнергии.

Спокойно может себя чувствовать только Эстония. Ее потребности с лихвой перекрывают две сланцевые ТЭС в районе Нарвы (на них приходится 95% производства электроэнергии в республике). Энергоизбыточной пока остается и Литва, несмотря на закрытие 31 декабря 2004 г. – в соответствии с обязательствами перед ЕС – одного блока (всего их два) Игналинской АЭС. До этого станция обеспечивала свыше 80% внутрилитовского потребления электричества, а примерно 60% (7,5 млрд кВт/ч в год) производимой энергии направляла на экспорт. Ввиду избыточности в стране генерирующих мощностей часть их вообще была законсервирована (достаточно крупная ТЭС в городе Электренай). После же запланированного на 2009 г. закрытия второго блока Игналинской АЭС Литва, по прогнозам, будет вынуждена импортировать до 50% необходимой ей электроэнергии. Кстати, изначально планы остановки Игналинской станции включали создание "энергомоста", призванного соединить энергосистемы Литвы и ЕС. Имеется в виду проект строительства высоковольтной ЛЭП от Круонисской гидроаккумулирующей электростанции в Литве до польского города Элк. Однако "энергомост" так и остался на бумаге. "Мы прилагаем все возможные усилия, однако Польша не проявляет инициативы для реализации проекта, не решены вопросы его финансирования", – жалуется литовский премьер Альгирдас Бразаускас.

В Латвии электричество вырабатывается главным образом на Даугавском каскаде ГЭС и рижских ТЭЦ. Однако отдача Даугавских станций сильно зависит от уровня воды в реке: на полную мощность они работают не более полутора месяцев в году во время весеннего половодья. В пиковые периоды Латвия уже сейчас вынуждена импортировать 30% необходимого ей электричества. При этом начиная с 2000 г. в стране наблюдается устойчивый рост энергопотребления. Ожидается, что в среднесрочной перспективе внутренний спрос на электроэнергию будет ежегодно увеличиваться на 3-5%.

В настоящее время между РФ и государствами Балтии идет взаимообмен электроэнергией в режиме параллельной работы энергосистем. Однако после намеченного на осень текущего года ввода в строй новой ТЭЦ в Калининградской области Россия может в принципе обойтись без импорта электроэнергии из указанных стран. А вот Прибалтика в целом, с учетом роста энергопотребления и предстоящего закрытия Игналинской АЭС, к 2010 г. окажется энергодефицитным регионом. Что в такой ситуации делать? Можно, конечно, покупать электричество у России, но очень не хочется. Можно построить новые ТЭС, но если они будут работать на газе или мазуте, это опять-таки будет означать усиление энергетической зависимости от нелюбимого соседа.

У латвийских ТЭЦ, например, только один источник сырья – российский газ. В подготовленном прошлой осенью докладе министерства экономики Латвии отмечается, что "фактическая зависимость от единственного канала поставок" ведет к "политическим и экономическим рискам". Более того, "характерное для России подчинение экономических вопросов внешней политике не позволяет считать природный газ энергоресурсом, поставки и затраты на который можно уверенно планировать на долгий срок". В этой связи правительство планирует построить в течение 6-7 лет, предположительно в Лиепае, угольную электростанцию. Уголь, дескать, можно импортировать, откуда заблагорассудится, хоть из Бразилии.

Независимые эксперты называют эту идею абсурдной и говорят, что латвийские чиновники сами грешат политизацией экономических вопросов. Мало того, что строительство такой ТЭЦ обойдется в 0,5 млрд евро, причем без учета затрат на углубление акватории Лиепайского порта (для приема груженных углем судов с большой осадкой). Так ведь еще и себестоимость производимой на новой ТЭЦ электроэнергии, по подсчетам, будет почти на треть выше (в частности, из-за больших экологических затрат), чем при использовании газа. Что касается экологии, то, по словам президента компании Itera Latvija Юриса Савицкиса, "уголь – один из самых опасных для окружающей среды видов топлива; если станция будет построена, никакие суперсовременные фильтры не спасут Латвию от дыма из стометровых труб". Некоторые местные наблюдатели усматривают во всей этой затее "руку Брюсселя", который, мол, хочет переложить на плечи латвийских потребителей заботы о польских шахтерах, дабы не тратиться самому на закрытие в Силезии нерентабельных шахт.

Впрочем, строительство угольной ТЭЦ – не единственная идея в головах прибалтийских политиков, озабоченных уменьшением энергетической зависимости своих стран от России. На конференции в Юрмале, например, много говорилось об альтернативных источниках электроэнергии (солнце, ветер). В более предметной плоскости в последнее время активно обсуждаются планы сооружения третьего блока Игналинской АЭС вместо закрывающихся двух. Такие планы озвучивались, в частности, на состоявшейся в мае с.г. в Риге встрече премьер-министров Латвии, Литвы и Эстонии, посвященной развитию трехстороннего сотрудничества в области энергетики. Правда, особого желания вкладывать государственные деньги в строительство новой АЭС (а это будет стоить от 1,5 до 3 млрд евро в зависимости от типа и мощности реактора) не наблюдается, равно как не видно охотников из числа частных инвесторов.

На встрече премьеров было решено создать совместную экспертную группу для разработки долгосрочной энергетической стратегии региона, а также активизировать контакты между министрами, отвечающими за энергетику. Цель все та же, святая – освободиться от России. В общем, прибалты готовы использовать какое угодно топливо, лишь бы оно было нероссийского происхождения. Остается напомнить им слова Менделеева, что топить ведь можно и ассигнациями.

Выбор читателей